То, что мы привыкли видеть в мраморе, такое стройное и логичное, потому что сначала оно было деревянное. В особенности, самый древний из трех великих ордеров - дорический ордер.
А вот с удовольствием запощу сюда, ибо по теме. Оно, конечно, скорее всего голимый апокриф, но история красивая. Итак,
---
По бокам космического корабля Space Shuttle размещаются два двигателя по 5 футов шириной. Конструкторы корабля хотели бы сделать эти двигатели еще шире, но не смогли. Почему? Дело в том, что двигатели эти доставлялись по железной дороге, которая проходит по узкому туннелю. Расстояние между рельсами стандартное: 4 фута 8.5 дюйма, поэтому конструкторы могли сделать двигатели только шириной 5 футов. Возникает вопрос: почему расстояние между рельсами 4 фута 8.5 дюйма? Откуда взялась эта цифра?
Оказывается, что железную дорогу в Штатах делали такую же, как и в Англии, а в Англии делали железнодорожные вагоны по тому же принципу, что и трамвайные, а первые трамваи производились в Англии по образу и подобию конки. А длина оси конки составляла как раз 4 фута 8.5 дюйма! Но почему?
Потому что конки делали с тем расчетом, чтобы их оси попадали в колеи на английских дорогах, чтобы колеса меньше изнашивались, а расстояние между колеями в Англии как раз 4 фута 8.5 дюйма! Отчего так?
Да просто дороги в Великобритании стали делать римляне, подводя их под размер своих боевых колесниц, и длина оси стандартной римской колесницы равнялась… правильно, 4 футам 8.5 дюймам! Ну вот теперь мы докопались, откуда взялся этот размер, но все же почему римлянам вздумалось делать свои колесницы с осями именно такой длины?
А вот почему: в такую колесницу запрягали обычно двух лошадей. А 4 фута 8.5 дюйма - это был как раз размер двух лошадиных задниц! Делать ось колесницы длиннее было неудобно, так как это нарушало бы равновесие колесницы.
Следовательно, вот и ответ на самый первый вопрос: даже теперь, когда человек вышел в космос, его наивысшие технические достижения напрямую зависят от РАЗМЕРА ЛОШАДИНОЙ ЗАДНИЦЫ ДВЕ ТЫСЯЧИ ЛЕТ НАЗАД.
Миф. Лучший разбор (на русском) обнаружился, как ни странно, на Пикабу:
- именно спейс шаттлы имели боковые ускорители (Solid Rocket Booster, SRB), только их диаметр равняется 3,7 метра, что равняется чуть более 12 футов. - перевозят эти ускорители или кораблями (после запуска) или железкой в разобранном состоянии - основной топливный бак имеет габариты намного больше, и его диаметр никак не получится привязать к ширине жопы коня - 4,8 фута (1,47 м) - действительно стандарт ширины "английской колеи", но при этом ширина тоннелей и грузовых ж/д платформ намного больше. Ширина колеи была выбрана такой, что бы не перешивать многочисленные существующие мосты, дороги и пр. - российская стандартная колея, 152 см (~4,98 фута), и по ней тоже перевозят части ракетных ускорителей. - в Римской империи не существовало единой колеи. Были лишь безуспешные попытки стандартизировать их для увеличения пропускной способности по мостовым. Колея боевой колесницы от 1,2 до 1,5 м в зависимости от вооружения. Тяжёлые дроги и полоки имели колею до 2,5 м. - Расстояние между крупами лошадей зависит исключительно от типа и вида упряжи (дышловая и оглобельная) и количества впряжённых попарно лошадей (от 1,2 до 1,8 м). А ведь ещё и тройки лошадей запрягали...))) - Ось кэба обычно больше колеи на полфута. Единой дорожной колеи ни в Англии ни в другой стране мира также не существовало, из-за отличий в колее кэбов, тарантасов и дилижансов (до 6 футов на задней оси). - Стефенсоновская колея устаканилась как основная по двум прозаичным причинам -- из-за компоновки паровоза Стефенсона, а также из-за удобного размера шпал в качестве которых использовались стандартные горные крепи. - Габарит тоннелей в США не менее 9 футов.
От себя добавлю, что к моменту момент возникновения железных дорог в начале 19 века никакого стандарта не было. К тому времени уже существовало множество грузовых конок на шахтах и заводах, и ширина колеи варьировалась от +/- 1000 до 1600 мм. То, что Стефенсон выбрал в качестве стандарта 1435 мм - случайность. Кстати, и в Великобритании, и в США ширину колеи стандартизировали только во второй половине 19 века. А в Ирландии, например, так и оставили 1600 мм.
// российская стандартная колея, 152 см (~4,98 фута), и по ней тоже перевозят части ракетных ускорителей. // - "На предложении сделать ширину российской железнодорожной колеи, представленной на рассмотрение монарху, царь начертал резолюцию - "На х...й шире?". С тех пор российская колея шире европейской на 5 сантиметров".
На самом деле Стефенсону просто заказали паровоз чтобы проходил в ворота шириной круглые 5 футов. Ещё три с половиной дюйма же срезались при переходе с уголковых рельс на колёса с ребордой. Дальше Стефенсон просто делал паровозы лучше и больше всех. А ширину колеи новой дороги очень часто выбирали под имеющийся паровоз, как самую дорогую её деталь. Встречались дороги с не имеющими аналогов и совсем некруглыми колеями, по причине "мы построили паровоз сами и вот таким он получился".
А вот с удовольствием запощу сюда, ибо по теме. Оно, конечно, скорее всего голимый апокриф, но история красивая.
Итак,
---
По бокам космического корабля Space Shuttle размещаются два двигателя по 5 футов шириной. Конструкторы корабля хотели бы сделать эти двигатели еще шире, но не смогли. Почему?
Дело в том, что двигатели эти доставлялись по железной дороге, которая проходит по узкому туннелю. Расстояние между рельсами стандартное: 4 фута 8.5 дюйма, поэтому конструкторы могли сделать двигатели только шириной 5 футов.
Возникает вопрос: почему расстояние между рельсами 4 фута 8.5 дюйма? Откуда взялась эта цифра?
Оказывается, что железную дорогу в Штатах делали такую же, как и в Англии, а в Англии делали железнодорожные вагоны по тому же принципу, что и трамвайные, а первые трамваи производились в Англии по образу и подобию конки. А длина оси конки составляла как раз 4 фута 8.5 дюйма! Но почему?
Потому что конки делали с тем расчетом, чтобы их оси попадали в колеи на английских дорогах, чтобы колеса меньше изнашивались, а расстояние между колеями в Англии как раз 4 фута 8.5 дюйма! Отчего так?
Да просто дороги в Великобритании стали делать римляне, подводя их под размер своих боевых колесниц, и длина оси стандартной римской колесницы равнялась… правильно, 4 футам 8.5 дюймам! Ну вот теперь мы докопались, откуда взялся этот размер, но все же почему римлянам вздумалось делать свои колесницы с осями именно такой длины?
А вот почему: в такую колесницу запрягали обычно двух лошадей. А 4 фута 8.5 дюйма - это был как раз размер двух лошадиных задниц!
Делать ось колесницы длиннее было неудобно, так как это нарушало бы равновесие колесницы.
Следовательно, вот и ответ на самый первый вопрос: даже теперь, когда человек вышел в космос, его наивысшие технические достижения напрямую зависят от РАЗМЕРА ЛОШАДИНОЙ ЗАДНИЦЫ ДВЕ ТЫСЯЧИ ЛЕТ НАЗАД.
Reply
- именно спейс шаттлы имели боковые ускорители (Solid Rocket Booster, SRB), только их диаметр равняется 3,7 метра, что равняется чуть более 12 футов.
- перевозят эти ускорители или кораблями (после запуска) или железкой в разобранном состоянии
- основной топливный бак имеет габариты намного больше, и его диаметр никак не получится привязать к ширине жопы коня
- 4,8 фута (1,47 м) - действительно стандарт ширины "английской колеи", но при этом ширина тоннелей и грузовых ж/д платформ намного больше. Ширина колеи была выбрана такой, что бы не перешивать многочисленные существующие мосты, дороги и пр.
- российская стандартная колея, 152 см (~4,98 фута), и по ней тоже перевозят части ракетных ускорителей.
- в Римской империи не существовало единой колеи. Были лишь безуспешные попытки стандартизировать их для увеличения пропускной способности по мостовым. Колея боевой колесницы от 1,2 до 1,5 м в зависимости от вооружения. Тяжёлые дроги и полоки имели колею до 2,5 м.
- Расстояние между крупами лошадей зависит исключительно от типа и вида упряжи (дышловая и оглобельная) и количества впряжённых попарно лошадей (от 1,2 до 1,8 м). А ведь ещё и тройки лошадей запрягали...)))
- Ось кэба обычно больше колеи на полфута. Единой дорожной колеи ни в Англии ни в другой стране мира также не существовало, из-за отличий в колее кэбов, тарантасов и дилижансов (до 6 футов на задней оси).
- Стефенсоновская колея устаканилась как основная по двум прозаичным причинам -- из-за компоновки паровоза Стефенсона, а также из-за удобного размера шпал в качестве которых использовались стандартные горные крепи.
- Габарит тоннелей в США не менее 9 футов.
https://pikabu.ru/story/pro_kosmos_i_loshadey_razbor_4491933
От себя добавлю, что к моменту момент возникновения железных дорог в начале 19 века никакого стандарта не было. К тому времени уже существовало множество грузовых конок на шахтах и заводах, и ширина колеи варьировалась от +/- 1000 до 1600 мм. То, что Стефенсон выбрал в качестве стандарта 1435 мм - случайность. Кстати, и в Великобритании, и в США ширину колеи стандартизировали только во второй половине 19 века. А в Ирландии, например, так и оставили 1600 мм.
Reply
// или железкой в разобранном состоянии //
Задумался. Мне всегда казалось, что эта фигня разбирается единственно возможным образом - на кольцевые секции - разумеется исходного диаметра.
Вики: "Ускорители состоят из четырёх отдельных стальных сегментов, которые собираются попарно на заводе-изготовителе и железнодорожным транспортом доставляются в Космический центр Кеннеди для окончательной сборки" - похоже по железке везут все-таки цилиндрические сегменты.
(Кстати, по воде их перевозят не кораблями - а ЗА кораблями - буксируют в воде).
// 4,8 фута (1,47 м) - действительно стандарт ширины "английской колеи", но при этом ширина тоннелей и грузовых ж/д платформ намного больше //
Ну собственно ширина колеи - в некоторой степени - определяет ширину тоннелей и прочих узкостей, а значит и предельные габариты перевозимых изделий.
Опять же Вики: "В США габариты определяются Ассоциацией американских железных дорог (Association of American Railroads, AAR). Наиболее распространён габарит AAR Plate B (ширина 3,25 м, высота 4,62 м), однако основные магистрали рассчитаны на подвижной состав большей высоты; например, габарит AAR Plate K имеет высоту 6,15 м, что позволяет грузить стандартные контейнеры в два яруса." - ускоритель круглый, расширенный габарит по высоте ему не поможет...
// российская стандартная колея, 152 см (~4,98 фута), и по ней тоже перевозят части ракетных ускорителей. // - "На предложении сделать ширину российской железнодорожной колеи, представленной на рассмотрение монарху, царь начертал резолюцию - "На х...й шире?". С тех пор российская колея шире европейской на 5 сантиметров".
(это анекдот! вспомнилось просто)
Reply
Reply
Дальше Стефенсон просто делал паровозы лучше и больше всех. А ширину колеи новой дороги очень часто выбирали под имеющийся паровоз, как самую дорогую её деталь. Встречались дороги с не имеющими аналогов и совсем некруглыми колеями, по причине "мы построили паровоз сами и вот таким он получился".
Reply
Leave a comment