Масляная лампада с гениталиями торчком, меланхолический египтянин, орнаментальная интимная стрижка полированного торса, мутанты, консулы и небольшой гомосексуальный скандальчик в дипломатическом мире Флоренции.
Продолжаем рассматривать удивительную картину про музей Уффици.
И вот мы приступаем к разглядыванию того, что стоит и даже валяется на полу музея Уффици.
Левый нижний угол фиксирует известная римская статуя.
У нее есть итальянское прозвище -- Арротино ("Точильщик"), согласно тому действию, которое он производит. Необычная тема для античной скульптуры. Сегодня считают, что в эллинистическое время статуя была частью скульптурной группы "Наказания Марсия", где с означенного Марсия, проигравшего в соревновании Аполлона, сейчас будут сдирать кожу.
Копия в Версале
Позади Арротино тоже накиданы примечательные вещи.
Там, во-первых, стоит большая греческая ваза, работы т.н. Балтиморского мастера (анонимным вазописцам дают прозвище по чему угодно -- месту хранения, месту находки, фамилии первого владельца и т.п.). На этой крупной вазе (которая ныне в Национальном археологическом музее Флоренции) изображена сцена борьбы с амазонками.
Под пяткой у Арротино виден этрусский шлем (ныне в том же археологическом музее), с такой особенной пимпочкой наверху.
Далее стоит тоже очень известная вещь -- бронзовая "Химера из Ареццо", произведение этрусского искусства, ок. 400.
У нее три головы -- змеи, козла и льва. Этрусского искусства сохранилось очень мало: даже Капитолийская волчица, как оказалось, после Рождества Христова сделана (но вероятно скопирована с утраченного оригинала). К этой в новое время приделали хвост.
Спереди, загораживая точило Арретино, стоит совершенно офигительная штуковина. Вглядитесь в нее.
Ага, вам не мерещится. Вот подобная вещь в натуре, с другого ракурса. Это масляный светильник, сделанный ок. 1550 года. Он повторяет весьма распространенную средневековую непристойную иконографию.
Около 434 года н.э. была сделана вот эта вещь. Это позднеримский миссорий -- большое церемониальное блюдо. Здесь изображен полководец консул
Аспар, современник Аттилы. Тоже весьма редкий предмет.
Рассмотрим группу валяющихся предметов у края картины.
Т.н. бюст Цицерона
Голова Антиноя - флорентийская подделка 16 века. (Бронзовых подлинных Антиноев я как-то даже и не вспомню, все мраморные обычно).
Этрусская керамика. Как элегантно все это смотрится в черном цвете-то, а!
Завершает этот ряд лежащая картина школы Гверчино с изображением Сивиллы.
Вот копия исходной картины из английской коллекции (надеюсь, вы видите, какая тут слабая живопись уже)
Теперь поднимемся вверх и вернемся немного назад.
Вообще одна из главных прелестей этой картины в том, что она показывает нам, людям 21 века, когда музеи стали гигантскими концернами с пассажиропотоками а-ля метрополитен, гидропарки и т.п. -- показывает, какими музеи были в ту эпоху, когда ими интересовались лишь считанные образованные люди из элиты. Представляете себе время, когда в Эрмитаж, смотреть картины, пускали только по особым разрешениям?
В то время отношение к экспонатам было, конечно, гораздо более фамильярным и интимным. И их действительно могли вот так раскидывать, чтобы они могли живописно "позировать" заезжему художнику.
Ливорнский торс, 5 век до н.э.
Обратите внимание, как на картине элегантно причинные места прикрыты драпировкой. И как они, наоборот, акцентированы в оригинале. Волосы в паху сделаны как декоративный орнамент! А соски как пафосно обозначены!
Случайно затесавшееся сюда египетское искусство кажется каким-то добрым и уютным.
Это статуя священника
Птахмоса, 14-й век до н.э.
Обратите внимание на столик. На нем лежит ковер (турецкий?)
Это ренессансный мозаичный столик в технике пьетро дуро (гладкая мозаика) работы Якопо Антелли и Якопо Лигоцци. До сих пор стоит в том зале.
Тут мы переходим к нижней группе людей, которые рассматривают "Венеру Урбинскую" Тициана. Молодые люди сзади рассматривают статую Венеры Медицейской, то есть тут, таким образом, идет спор -- какая из богинь красивее, древняя или современная?
Картину держит единственный абориген на полотне -- куратор Уффици Пьетро Бастиянелли.
Кстати, сама картина облокочена на рельеф, возможно, эту этрусскую погребальную урну.
В этой группе, кстати, англичане постарше, посолидней.
Руку к картине протягивает художник
Томас Пэтч, У него есть вот такая картина-карикатура под названием "Знатоки" (тоже, заметьте, с "Венерой Убинской"). Обезьяна обозначает, что все эти люди идиоты в своих тщеславных делишках.
Мужчина в черном бархатном сюртуке с орденом -- дипломат
сэр Хорас Манн, репутации которого повредило потом изгнание из Флоренции после гомосексуального скандала его друга, упомянутого художника Пэтча.
Вот еще одна картина Пэтча: Британские джентльмены во Флоренции в доме сэра Манна.
И вот, наконец, мы подошли к концу! Ура!
В правом нижнем углу на подставке лежит палитра и видна ножка -- это ножка той самой картины, которую пишет художник, то есть мы как бы смотрим не на картину, а на позирующих людей.
А теперь вы можете взглянуть на все это новыми глазами.