В античном искусстве есть одна статуя, изображающая мучительную гибель, которая многие века потрясает воображение зрителей.
Чему она посвящена?
Скульптура «Лаокоон и его сыновья» хранится в Музеях Ватикана, ее датируют 1 в. до н.э.
Кто тут умирает?
Человек. который гибнет в этой скульптуре (в центре) - зовется Лаокоон. Две фигуры по бокам, поменьше размером - его сыновья Антифант и Фимбрей (но их имена никого не интересуют на самом деле); некоторые мифографы говорят, что они были близнецами.
Лаокоон, согласно мифам, был троянцем, и жил в городе Троя в самый неподходящий момент - во время войны из-за Елены Прекрасной. Он был видным жителем города - работал жрецом бога Аполлона.
За что его так?
Скульптура посвящена мучительной гибели - жреца (чье имя в очередной раз мне печатать лень, потому что я все время путаюсь в огласовке его прибалтийской фамилии) и его сыновей насмерть душит змей, а то и два, так сразу и не разберешь, сколько именно.
Обстоятельства этой смерти подробно описаны в "Энеиде" Вергилия (но не у Гомера, памятка для ЧГКшников). Мол, когда затяжная 10-летняя Троянская война, которая надоела уже и богам, и людям, уже практически подошла к концу, данный человек этот хэппи-энд чуть было не сорвал. Дело было так: данайцы (то бишь греки; как говорил персонаж Шона Коннери "тимео данаос эт дона ферентес" в роскошном боевике "Скала", рекомендую пересмотреть), так вот, греки решили взять Трою партизанской акцией. Они создали гигантского коня, позже получившего прозвание Троянского. Внутрь упаковали отборных диверсантов. Коня подкатили к воротам Трои, а сами демонстративно сели на корабли и скрылись за линией горизонта.
Троянский конь. Французская миниатюра 15 века.
Итак, корабли врагов исчезли. Берег пустой, только усыпанный окурками и пустыми бутылками. Радостные троянцы высыпают из крепости и окружают удивительную фиговинку, вероятно (по их понятиям), оставленную им как сувенир или даже как искупительный дар. Греки-диверсанты внутри коня, и боги на небесах (запасшиеся поп-корном) затаили дыхание. Троянцы уж было решили вкатить удивительную скульптуру лошади внутрь крепости...
И тут на песочек выходит жрец Лаокоон, обладающий пророческим даром, и начинает орать на них:
- ВЫ ЧТО?!!! Вы полные идиоты, да?!!
Тьеполо. Троянский конь. Ок. 1760.
Описывать чувства притаившихся в пузе коня греческих спецназовцев вообще вот даже не буду. Остановимся на ощущениях олимпийских богов, которые это шоу смотрели десять лет. Причем интерактивно, принимая участие и голосуя за любимых персонажей, путем непосредственного выпиливания их врагов. Вот представьте, что вы смотрите "Игру престолов". Целый год была пауза перед САМЫМ ПОСЛЕДНИМ сезоном. Вы сидели, ждали. Кого и как там Арья того, а Серсея не того. Вам предстоит целый сезон чистого кайфа, с кровищей, блэкджеком и этими, как их, робот индексации это слово не любит, а Тирион Ланнистер очень даже наоборот. И тут, в самом начале первой серии является некий не знаю кто, но с ядерной бомбой спойлеров в кармане, и просто вот сразу убивает всех ваших любимых персонажей. То есть сезон сериала, в принципе, с оставшимися третьстепенными персонажами может продолжаться, но толку?..
Примерно такую роль как раз и решил выполнить прорицатель Лаокоон, вознамерившийся остановить доставку Троянского коня внутрь крепостных стен Трои.
Телезритель бог морей Посейдон решил данный акт спойлеров сурово пресечь, и ему это удалось. Жрец с сыновьями ходил по берегу моря, из него выплыли две огромные змеи, посланные Посейдоном. И напали на распустивший язык Лаокоона. Удушили его насмерть. Вот бы всех, кто раскрывает секреты сериалов (и грядущих Мстителей марвеловских) тоже так!
Бронзовая копия знаменитой статуи в бразильском парке
Волевое решение телезрителя Посейдона, как известно, пошло всем (мировой культуре в особенности) на пользу: на этом материале была дописана "Илиада", написаны "Одиссея", "Энеида" и проч. Наивные троянцы решили, что Лакоона с сынами придушили не за слишком верное угадывание, а наоборот, за святотатство. Вкатили Троянского коня (кстати, компьютерный вирус троян назван именно в честь него; кросс-культурная преемственность, круть), внутрь своего непобедимого города. Устроили пляски, пьянку... В ночи греки вылезли из брюха коня, раскрыли ворота, в город проникли войска: резня, насилие, убитые младенчики, оскверненные девицы и проч... Финальный сезон, короче, удался на славу, следите за спин-оффами.
Теофиль Бланшар. Убийство младенца Астианакта, сына Гектора
Чем знаменита эта скульптура?
Но вернемся, собственно, к самой статуе. Она была знаменитой, судя по всему, еще в античные времена. Предполагается, что именно ее описывает Плиний Старший в своей "Естественной истории": "..как, например, в случае с Лаокооном, который находится во дворце императора Тита, произведением, которое должно быть предпочтено всем произведениям и живописи и искусства скульптуры в меди. Его с детьми и причудливыми сплетениями змей создали из единого камня по согласованному замыслу величайшие художники с Родоса Гагесандр, Полидор и Афинодор". В таком случае, это одна из считанных античных статуй, чье авторство дошло до наших дней в точности.
Гибель Лаокоона, миниатюра из рукописи "Энеиды" начала 5 века н.э. (т.н. "Ватиканский Вергилий"). Рисунок явно создан под воздействием воспоминаний о знаменитой скульптуре
Впрочем, родосские скульпторы эпохи эллинизма, вероятно, отливали статую в бронзе. До нас же дошла лишь мраморная копия, сделанная позже римскими мастерами. Ее история начинается в 1506 году, когда статуя была извлечена из-под земли, во время работ на винограднике Феличе де Фредис.
Юбер Робер. "Обнаружение Лаокоона", 1773. Изображены вымышленные обстоятельства находки статуи
Находку сразу же выкупил папа римский Юлий II, великий меценат и любитель искусств. Нескольких фрагментов недоставало: лучшие скульпторы той эпохи приняли участие в конкурсе за право реставрации этой работы.
Статуя, посвященная гибели Лаокоона и его сыновей, произвела глубочайшее впечатление на мастеров итальянского ренессанса. Они увидели в этой скульптуре, насколько доскональное знание анатомии позволяет выражать глубочайшие эмоции, в том числе самые трагические. Важным было и то, что это не единичная скульптура, а группа из нескольких человек: то есть античные скульпторы продемонстрировали христианским, как искусно можно компоновать и сочетать. В числе работ, вдохновленных этой статуей, называют, например, "Снятие с креста" Рубенса.
Множество скульпторов копировало это произведение и делало с него слепки (копии есть и в России). Множество зарисовывало, есть очень любопытные и неожиданные интерпретации, например, у Эль Греко и Блейка. Однако, на мой взгляд, ни одному интерпретатору не удалось превзойти мощь и лаконизм оригинального произведения, которое показывает красоту смерти, медленной смерти из-за гнева богов.
Ранее по теме:
Самая красивая смерть в древнегреческой скульптуре