Элегантность рояля в картинах

Mar 15, 2019 08:55

В каких картинах предпочитали рисовать рояль/фортепьяно художники 19 века? Как оно сочетается с музыкой Шопена?

Продолжаю экспериментировать в синтезе искусств. Смотрим картины про музыку и слушаем картины с используемыми музыкальными инструментами.

Carl Müller - Music room of Johannes Brahms. 1906



Сегодня нам аккомпанирует в этом южнокорейская пианистка Йол Юм Сон - лауреат XIV Международного конкурса имени П.И. Чайковского (2011), XIII конкурса имени В. Клайберна (2009) и Международного конкурса имени А. Рубинштейна (2005).

image Click to view



Фортепьяно (пианино, рояль) -- это крайне популярная вещь, особенно в 19 веке, поэтому произведений искусства с его изображением очень много. Это и жанровые сценки, и исторические картины, и портреты, иногда даже натюрморты. Но из всего огромного множества этих произведений я постаралась выбрать те, которые бы передали атмосферу домашних и частных концертов 19 века, когда та музыка, которую играет наша южнокорейская пианистка, была особенно популярной.

Francesco Miralles Galup


Крупные жанровые картины с большим количеством действующих лиц иногда, при внимательном рассмотрении, оказываются не жанровыми, а истоническими: художник конца 19 века играет в эпоху ампира, как у нас живописцы любили играть в бояр и боярышень.

Carl Fischer-Köystrand. Hausmusik


Впрочем, иногда они являются и вполне себе своевременными зарисовками.

Картин с концертами в нашем современном понимании (с гигантским залом и огромным количеством публики) пишут мало. Обычно полотна посвящены домашним занятиям, частным музыкантам.

Rudolf Alfred Höger. Hausmusik


Большее количество людей мы можем увидеть в полотнах, посвященных салонам, гостиным видных светских лиц. Там уже не домашние концерты, а реально профессиональные, но публики, все равно, по нашим понятиям, собиралось маловато, и вся она была весьма отборная.

Г. Семирадский. Концерт Шопена. 1887


Вот это полотно с изображением "шубертиады" (мероприятия, посвещенного Шуберту) - как раз из таких исторических жаннов. По костюмам очевидно, что это отнюдь не время создания полотна. Да и не умели в ту эпоху так виртуозно группировать людей на крупных полотнах (в ту эпоху "Последний день Помпеи" считался крутой групповой картиной).

Julius Schmid. Schubertiade. 1897


Опять та же корейская пианистка

image Click to view



Но сцен с концертами на самом деле мало по сравнению с наиболее любимым в 19 веке жанром: "хорошенькая телочка играет на клавишах". Такое писали целый век в самых различных комбинациях.

Оскар Перейра да Сильва. Час музыки. 1901


Писали и современниц, и исторические экскурсы, и вымышленных типовых красавиц, и членов собственной семьи. Обожали эту иконографию художники. Ну, и очевидно, она весьма покупаема была -- потому что, как я не устаю повторять, "в стол" тогда не писали картины.

George Hamilton Barrable. A Song Without Words. 1880


Очень много девушек за пианино написал Ренуар. На этой, кстати, на стене, кажется, висят два Дега -- забавный реверанс.

Auguste Renoir/ Yvonne et Christine Lerolle au piano (1897)


У Ренуара современницы и портреты реальных людей, а вот пример историзма. Во 2-й пол. 19 века в Англии был распространен стиль Regency Revival - воспроизведение их эпохи Регентства (примерно совпадает с нашей александровской эпохой, т.е. Джейн Остин/Наташа Ростова). На этой картине Лайтона, который специализировался на этом "редженси", мы как раз видим сценку из самого начала 19 века.

Edmund Blair Leighton - Singing to the reverend. 1896


Девушку могли рисовать в одиночку, в компании, во время урока. Она может играть в сопровождении подруги, переворачивающей ноты, ребенка, которого она учит. Или, как в данном случае, в процессе флирта. Художник, обратите внимание, польский: сюжет интернационален.

Leon Wyczółkowski. I once saw - scene at the piano. 1884


Ева Гонсалес - импрессионистка, и поэтому она этот же сюжет трактует не с наружным любованием, а как-то больше изнутри, соотнося с собой. Ей вообще такое свойственно было.

Eva Gonzalès - Secretly. 1870s


Йол Юм Сон продолжает для нас играть

image Click to view



Обилие подобных сюжетов с играющими девушками наводит на подозрение, что какой-то фетиш в этом был для мужчин 19 века, о котором нам сегодня трудно догадаться. Эту теорию мне подтверждают и несколько вот таких картин с совершенно одинаковым сюжетом. Мол, художник рисовал обнаженную натурщицу, потом она утомилась в одной и той же позе стоять несколько часов. И решила отдохнуть. Отдых ее состоял в том, что она тут же, не надевая белья и лишь завернувшись в пледик, садится за пианину и играет музыку. Чтобы развлечь своего господина и повелителя, видимо. Это же лучший способ для женщины отдохнуть после неподвижного стояния часами нагишом, не правда ли?

Descanso do Modelo (Almeida Júnior). 1882


Реально фетиш.

:Louis Galliac The artist's model


Почему-то вот никто не пишет голых мужиков, играющих на рояле. Даже женщины-художники, даже в 20-21 веке. А натурщиц обнаженных продолжают писать в таком виде, можете гугл спросить (я сюда тащить не стала).

G. Caillebotte - Jeune homme au piano. 1876


Спасибо, Йол Юм Сон, за аккомпанимент

image Click to view



Ну и как же без милоты, она же тоже так великолепно продается, и приносит художнику пользу. Дети-блондины!

Aurélio de Figueiredo - Menina ao piano. 1892


Вы же не удивитесь, когда я вам сообщу, что картин с собаками и котами, играющими на пианино, тоже достаточно? Но их тоже не ставлю, они к музыке сюда как-то не подходят.

George Goodwin Kilburne. Piano practice


Спонсором данного поста является Московский международный Дом музыки, где
27 и 28 апреля пройдут два концерта пианистки Йол Юм Сон.
Билеты продаются на сайте Дома музыки, чтобы купить их там, необходимо там зарегистрироваться.

Предыдущие выпуски цикла смотрите по тэгу.

музыкой навеяло

Previous post Next post
Up