Когда праматерь Еву рисуют одетой

Mar 10, 2019 08:06

Наиболее привычные изображения Адама и Евы в искусстве - нагими. Недаром так и говорят - «в костюме Адама, в костюме Евы», когда имеют в виду отсутствие одежды. Но достаточно часто первых людей рисуют в одежде. Давайте выясним, когда и почему.

Bernhard Wenig, 1897




Гардероб №1: в костюме Адама

История Адама и Евы рассказывается в библейской книги Бытия. Самые запоминающиеся события происходят в первой части их жизненного пути, поэтому и произведения искусства про них создают наиболее талантливые, запоминающиеся. Одежды на Адаме и Евы во время первой половины их жизни нету по объективным причинам: действие происходит в Эдеме, в раю. Климат там тёплый, а морали никакой не изобрели: никто - они сами в первую очередь, не знают, что в её отсутствии есть что-то плохое. Какими Бог создал первых людей, такими они по этому прекрасному саду и передвигаются, не испытывая никакого дискомфорта. Прямым текстом в Библии написано: «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились».

Бог творит Еву из ребра Адама. 1493


Гардероб №2: листья дерева

Дальше, как мы помним, началась драма: приполз Змей-искуситель, соблазнил Еву попробовать яблоко с Древа познания добра и зла, и угостить Адама. Когда прародители вкусили запретного плода, то им открылось высшее знание, что такое добро и зло. В Библии никаких подробностей для читателя, что же это такое, не приводится. Озвучен только один-единственный пункт, касающийся именно морали, причем Адам и Ева познают мораль и аморальность опять-таки, исключительно на примере наличия/отсутствия одежды. «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги». Шокированные обрушившейся на них реальностью, Адам и Ева соорудили себе обновку из того, что было под рукой (рукоделия и ремесел же не изобрели еще): «и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания».

Далее по сюжету Бог с ними разговаривает и выясняет, что они его запрет нарушили. Если художник следовал канону, то пишет Адама и Еву, прикрывающих срамные места листьями тропических растений.

Аурелиано Милани. Изгнание Адама и Евы, 18 век


Если художник не знал реализму, то эти листья иногда получались похожими на банные венички.

Фреска в Dom zu Gurk, Австрия, 12 век


Гардероб №3: кожаная одежда

Далее Бог проклинает согрешившую пару тем, что им придется работать, а женщине еще и рожать в муках (благослови Господь того, кто изобрел эпидуралку! А вы знаете, что есть священники некоторых дремучих конфессий, которые запрещают использовать анестезию при родах, потому что это типа нарушение воли Бога про муки женщинам? Ужас). И опять поднимается тема одежды, обратите внимание! Прокляв их, Бог изгоняет из Рая, а затем «сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их».

Вообще очень многие художники всеми этим тонкостями дресс-кода не озадачиваются, и вообще в любых сценах из жизни Адама и Евы рисуют их безо всего. Потому что нагота становится реальным атрибутом этих святых: ну типа Георгий всегда с драконом и копьем, Андрей с косым крестом, Вероника - с платом Лика Нерукотворного, а эта парочка - всегда без любых материальных предметов, это и есть их опознавательный знак. Сие все-таки не очень верно. Грамотные авторы не забывают нарисовать кожаные одежды (шкуры).

Bilderband St. Peter und Paul (Bonndorf)


Гардероб №4: предположительно текстиль

Следующий период их биографии - трудовой. Недаром у англичан есть такая присказка: «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто дворянином был тогда?» (сказано священником Джоном Боллом, четвертован по приказу короля в 14 веке, потому что порицал крепостное право в Англии).

Средневековые художники совершенно логично предположили, что какие-то ремесла за время своей земной жизни Адам с Евой изобретут, поэтому в сценках их трудов спокойно писали их нормально одетыми в удобные мягкие ткани, окрашенные разнообразными красителями.

Мастер Бертрам, Grabower Altar, 1375-83


А вот на этой гравюре Уильяма Морриса, иллюстрирующем поговорку, мы видим, что сей прерафаэлит думал: прясть-то они научились, а вот кройку и шитье еще точно не освоили!



Наконец, последний эпизод, когда Адам и Ева снова появляются в искусстве. Когда один их сын убивает другого, им приходится хоронить умершего. В оплакиваниях мертвого Авеля его родителей изображают пожилыми (и одетыми).

Иоганн Лисс, Оплакивание Авеля, 1620-е


Впрочем, некоторым художникам было все равно, библейскими деталями и логикой они пренебрегали, и продолжали делать вот так:

Л.Э. Барриа. Первые похороны. 1883. Обратите внимание, какую идеальную фигуру немолодая Ева сохранила, несмотря на многочисленные роды и пещерный образ жизни.


Потом Адам и Ева умерли. И попали, как считают христиане, в ад (ведь они были не крещеные). Все положительные герои Ветхого завета все равно были в аду, пока Иисус Христос не спустился туда после своего Распятия и не вывел их оттуда. Первыми он вывел Адама и Еву. На иконах под названием «Сошествие во ад» именно им, прародителям, он протягивает руки первыми. Тут они одеты, конечно (и вы теперь знаете во что и почему).

Псковская икона 14 века


ветхий завет

Previous post Next post
Up