Что такое "средневековая сутулость"

Aug 29, 2018 08:18

Спрашивают, что такое "средневековая сутулость", о которой я тут упомянула.
Это отмеченная искусствоведами особенность изображения фигур людей в средневековом искусстве.

( Что типично, в фильмах про средневековье актерами этот язык тела для перевоплощения совершенно не используется, ну разве что случайно кто вмастит. А вот в эстетике эльфов, безусловно, вдохновленной готическим искусством, подобное тело можно ощутить более четко. Как-то редко бывает у них армейская выправка...)




Но вернемся, собственно, к изобразительному искусству.
Точнее, термин -- не "средневековая сутулость", а "готическая сутулость" (но по-русски ни то, ни другое не гуглится). UPD: вот подсказывают, что у нас встречаются выражения "готическая кривая" и "готический изгиб".

Англ.: "hip-shot" attitude or "Gothic slouch".

Миниатюра из "Манесского кодекса", ок. 1300


Это такая манерность в осанке, цель которой подчеркнуть особую грацию, тонкость фигуры (как их понимали в то время).

Codex Cremifanensis 243, 14 век


Термин не особо распространен, в основном, насколько я вот тут бегло вижу по гуглбукс, он используется в описании французской скульптуры 14 века (периода готики), хотя как явление оно шире. (Где я сама его вычитала -- понятия не имею).

Слепки фигур 14 века с Бамбергского собора


Посмотрите, это не только S-образный силуэт (выпяченный живот + изогнутый позвоночник с опущенными плечами), но еще надо и правильно подбородок держать, и смотреть исподлобья, и пальчик хорошо бы оттопырить. Впечатление на нас это, конечно, производит комическое (поэтому в паблике про страдающее среднвековье самые смешные картинки как раз из 14 века, а не из более реалистического, уже почти ренессансного 15-го).

Grandes Chroniques de France (Castres), 14 с.


Невозможно точно сказать, насколько подобное "готическое" тело, сутулое и неспортивное, соотносилось с реальной жизнью, а насколько это было стилизацией.
Меня, например, как-то поразило, когда я прочла, что "Венера" Боттичелли с такими покатыми плечами, потому что это из-за проваленных легких, это типичный симптом чахоточных больных (к которым относилась модель, Симонетта Веспуччи).

Héroïdes d'Ovide - Jean Pichore - BNF Fr874, 15 c.


То есть загадки тела в искусстве -- велики, и ничего так, с кондачка, утверждать нельзя.

Вполне может быть, что подобное болезненное, сутулое тело действительно предпочитали "носить" в высшем свете (потому что мода на теннис и плавание еще не добралась до аристократов).
Возможно, влияло и плохое питание, вода, болезни, рахит, например.

Вообще, было бы интересно послушать, что видят в этих картинках врачи.

Maître du Retable d'Heisterbach.  Ursule protectrice. 1445 - 1450


Обратите внимание, что эта сутулость встречается в изображениях как мужчин, так и женщин, хотя в женских фигурах она более заметна из-за более сложной формы женских тел.

Христос и Дева Мария (Франция, 14 век)



Почему это важно. Поскольку часто эта фирменная сутулость соединяется с модной в ту эпоху "как бы беременностью".
  • вот тут моя видеолекция о том, почему средневековых женщин изображают будто беременными, даже дев-мучениц и Марию Магдалину.
Если коротко: считается, что такая поза подчеркивала фертильность женщины, ее способность к деторождению даже в годину бедствий.
Однако, как вы видите, мужчин тоже изображали с откляченным тазом (сорри, как это покультурней сформулировать).

'Le Champion des Dames' by Martin le Franc,  1440


В зависимости от региона и века сутулость то больше заметна, то меньше.

Andrea di Bonaiuto. Madonna and Child with Saints Santa Maria del Carmine, Florence 1360-62


Еще, конечно, влияет жанр. В миниатюре, как вы видели, это явственней (потому что в графике всегда проще стилизовать).

Grandes Chroniques de France (BNF, FR 2813)


Не знаю, почему так заметно в скульптуре.
Казалось бы, круглая форма должна была бы диктовать большую реалистичность человеческого тела. Однако этого совершенно не происходит. Быть может, потому что идеальное тело уподоблялось храму, зданию. А архитектура-то была готической, а не классической ордерной (древнегреческой, вымеренной по пропорциям настоящих тел).

Hans Leinberger. Св. Мария Магдалина, ок. 1520-3


Так что получается, что тело вообще, как и все вокруг в эпоху "пламенеющей готики", уподоблялось языкам пламени, и поэтому такое изображение тела отлично соответствовало общей стилистике искусства.

Паоло Венециано. Полиптих "Коронация Марии", 15 век


Складки, которые тогда были важнейшим методом отображения человеческого тела, очень подыгрывали. Это эпоха, когда ткани совершенно не требовалось правильно облегать тело, и никакой анатомической правильности от изображения драпировок никто не ждал. Вот раздолье тем, кто прогуливал уроки анатомического рисования!
Ткани тоже были будто взвивающиеся языки пламени.

John the Apostle resting on the bosom of Christ (Johannesminne), Swabia/Lake Constance, c. 1310


***
А теперь посмотрите на трех замечательных актеров, сыгравших заглавные роли в экранизации шекспировских хроник про королей (Hollow Сrown).
Вы видите, кто из них больше "в теме"?
(Подсказка -- он же самый тщедушный, недокормленный).

Бен Уишоу (Ричард II), Джереми Айронс (Генрих IV), Том Хиддлстон (Генрих V)


Я сначала подумала, что это, быть может, случайно. Посмотрела на этот кадр -- и передумала.



Вопрос от catherine_catty, rijka, gwen_gallowglas

понабежали, теория, телесные деформации, средневековая миниатюра

Previous post Next post
Up