Хотя профессия дизайнера и само это слово появились только в ХХ веке, разумеется, дизайном люди занимаются многие века, столько же, сколько существует декоративно-прикладное искусство. Какая, например, стильная мебель была у Тутанхамона! Иногда руку к облику практических вещей прикладывали общепризнанные гении - и это обязательно выходило красиво. Вспомним великих художников, баловавшихся дизайном.
Пальто от Боттичелли
В эпоху Ренессанса художники, даже те, кого мы считаем великими, воспринимались практически как простые ремесленники, которых можно было нанять на любую работу, связанную с украшением быта. Например, Сандро Боттичелли трудился во многих отраслях. Карьера его пошла вверх после того, как он очень удачно сделал дизайн знамени, под которым в 1475 году на рыцарском турнире во Флоренции выступил брат правителя города Джулиано Медичи.
Вышивка по проекту Рафаэля
В дальнейшем Боттичелли продолжал работать с текстилем - в музеях даже сохранилось три предмета, созданных по его эскизам. Все это церковные облачения, украшенные шитьем на религиозную тему. Дамские платья Боттичелли, видимо, придумывал только при работе с картинами -
а вот модельеры нашего времени уже решили воплотить их в реальность. Вазари пишет, что Боттичелли разработал особую технику украшения костюмов, называемую commesso, - речь идет о двусторонней аппликации, своего рода лоскутном шитье, благодаря чему на одежде можно было создавать настоящие картины. Известно, что как художники-оформители и «модельеры» работали многие, в том числе Поллайоло и Рафаэль. Предметов сохранилось мало, но судя по живописи, вещи эти были великолепными.
Рама от Рафаэля
Чаще всего художникам приходится выступать в качестве дизайнеров, когда надо создать «правильную» раму для собственной картины. Ведь так легко испортить живопись неудачным обрамлением. Впрочем, доля авторского участия в создании рам не всегда ясна. Если дело было недавно, мы достоверно знаем, что живописец сам набросал эскиз, - как в случаях прерафаэлитов, Густава Климта или других мастеров эпохи модерна. Чем дальше вглубь веков, тем сложнее. Однако некоторые полотна, например «Мадонна Конестабиле» Рафаэля из Эрмитажа, так роскошно и с таким вкусом украшены, что в авторстве подозревают именно их создателей-гениев. Возможно, гротески (фантастических животных) для этой позолоченной рамы Рафаэль придумал, изучая фрески в Золотом доме Нерона.
Рафаэль. «Мадонна Конестабиле» в авторской раме. 1502-1504 гг.
Огнепады от Микеланджело
Некоторые «дизайнерские» работы физически не могли сохраниться до наших дней: так, Микеланджело, по легенде, стал первым художником-постановщиком
фейерверка над Замком Святого Ангела (Girandola di Castel Sant'Angelo) - традиции, которая не прерывалась несколько веков и недавно была возобновлена в Риме.
Другие гении Ренессанса тоже были востребованы на самых разных поприщах. Например, Леонардо да Винчи на службе у миланского герцога трудился и как военный инженер, и как оформитель свадеб. Об этих произведениях мы знаем только из хроник, писем и биографий…
Якоб Филипп Гаккерт. "Фейерверк над замком Святого Ангела в Риме". 1775
Пастушки от Фальконе
По мере наступления Нового времени границы художественных профессий постепенно перестали быть расплывчатыми. Соблюдалась четкая специализация - ювелиры, мебельщики, создатели оружия. Но иногда мастера из «большого искусства» наведывались в прикладное - например, будущий автор «Медного всадника» французский скульптор Этьен Фальконе. В 1751 году он возглавил скульптурные мастерские Севрской фарфоровой мануфактуры. За следующие десять лет создал более 70 типовых статуэток, которые мануфактура пустила в массовое производство. Именно изящество фигурок Фальконе стало одним из слагаемых успеха севрских «бисквитов» - белоснежных статуэток, не украшенных блестящей эмалью и яркой раскраской. Другим крупным мастером, трудившимся над прототипами той же фабрики, был живописец Франсуа Буше.
Э. Фальконе. Леда и лебедь, 1750-е
Плитка от прерафаэлитов
Отношение живописцев к декоративно-прикладному искусству как к «низшему» ремеслу изменили прерафаэлиты, поклонявшиеся эпохе «до Рафаэля», то есть как раз тому времени, когда творил Сандро Боттичелли и художники существовали по принципу «сделай сам». Прерафаэлиты придумывали дизайн платьев для своих возлюбленных, проектировали мебель в готическом духе, на ручных станках создавали книги вплоть до переплетов.
Дубовое кресло в «средневековом стиле». Конец XIX в., Англия
Это могло бы остаться милым дурачеством небольшой художественной «секты», но Уильям Моррис, уловив, насколько общество устало от одинаковых вещей, поставил производство обоев, плитки, мебели и прочего, созданных по эскизам талантливых художников (своих и коллег), на поток. Оказалось, что все это очень востребовано, и ковер от гения действительно красивее обычного ковра.
Уильям Моррис. Текстильный узор «Cray». 1884 г.
Печка от Врубеля
Британское художественное направление, названное «The Arts & Crafts Movement» (то есть движение «Искусства и ремесла»), повлияло на весь мир, в том числе и на Российскую империю. Только у нас обращались, конечно, не к готическому искусству, а к русским народным мотивам, причем обильно сдабривая их стилистикой модерна, который как раз постепенно входил в моду. В мастерских усадеб Талашкино и Абрамцево работали художники с громкими именами, которым было интересно творить не только великие полотна, но и бытовой дизайн: симпатичные подставки для зонтов в прихожую или милые шкафчики в ванную. Поленов, Врубель, Якунчикова, Малютин… кому-то было интересно создавать дизайн для резьбы по дереву, кому-то - придумывать, основываясь на японских куклах, совершенно новую сувенирную продукцию под названием «матрешка». Врубель предпочитал экспериментировать с майоликой, причем не только со статуэтками, но и с крупными формами. Его камин «Вольга и Микула Селянинович» с изображением богатырей был представлен на Всемирной выставке в Париже 1900 года и получил там золотую медаль.
Михаил Врубель. Камин «Микула Селянинович и Вольга». 1898-1900 гг.
Платочки от авангардистов
Среди больших художников первой половины ХХ века, творивших в «чужой» отрасли, стоит отметить советских авангардисток, которым было интересно поработать в области моды, создавая рисунки для текстиля - как это делали Любовь Попова и Варвара Степанова, или даже новые выкройки. Среди последних особенно любопытны те, которыми в молодые годы баловалась автор «Рабочего и колхозницы» Вера Мухина.
Любовь Попова. Эскиз рисунка для ткани. 1920-е гг.
Художники-авангардисты изменили подход к узорам. Во-первых, они смело экспериментировали с абстрактными геометрическими фигурами. Во-вторых, вводили в украшение тканей такие темы, которые раньше никогда не могли там появиться, например самолеты или комбайны, не говоря уже об агитационной советской символике. Это был изобразительный язык нового времени, и женская мода с той поры изменилась навсегда.
Варвара Степанова. Эскиз рисунка для ткани. 1923 г.
Брошки от Дали
По мере развития современного искусства эксперименты художников в области дизайна становятся все более и более удивительными - хотя и не всегда комфортными. Однако забыть мебель, дизайн которой создала фантазия Сальвадора Дали, невозможно.
А в марте на аукционе Sotheby's были выставлены ювелирные украшения, спроектированные великим испанцем. Он создавал их в сотрудничестве с аргентинским ювелиром Карлосом Алемани, с которым сблизился в 1940 году. Также художник работал с ювелирным брендом Vendura. Эти вещи - как и картины Дали, выглядят крайне эпатажно: кроваво-красные рты, пугающие глаза, а также много золота и яркие крупные камни.
Сальвадор Дали. Подвеска «Carmen La Crotalos». 1980-е гг.
(c) Софья Багдасарова, My Way, 2018