Как изнасилование и самоубийство привели к гибели царя и революции

Apr 04, 2018 08:40

Жила-была красивая женщина, сама виновата. Смотрим картины на мрачноватую тему от лучших художников последнего тысячелетия в рубрике "омерзительное искусствоведение". Много кровищи, постельных сцен и трупов, за обедом не читайте.




Любители клубнички и клюквы про последних Романовых -- это не для вас.
Тут про 510 год до нашей эры, про Древний Рим.
Тогда, впрочем, тоже было очень весело: предстельства, убийства, изнасилования, осквернения трупов -- все, что нужно, чтобы читать с интересом исторические хроники.

Итак, расскажу вам про смерть прекрасной Лукреции -- дамы, которая была так пропиарена, что уже полтысячи лет входит в Топ-10 самых красивых обнаженных бюстов в истории мировой живописи (надо кстати как-нибудь целиком весь список огласить).

Пармиджанино. "Лукреция". 1540



Все началось с того, что в Древнем Риме на дворе стоял царизм.
Со всеми его мрачными ужасами угнетательства вольнолюбивой аристократии.
Подданные звали своего царя по имени Тарквиний "Гордым", из чего явствует, что он их дико бесил.

Например, римлянам не нравилось, как Тарквиний пришел к власти. Его покойный отец когда-то был царем, но после его смерти корона досталась совершенно постороннему человеку Сервию Туллию, так как сыновья умершего царя были еще очень маленькими.
Когда они подросли, Сервий Туллий, опекун мальчиков, как честный человек, решил как-то сгладить ситуацию. Тем более, что с точки зрения нумерологиии сильно вмастило: у покойного царя выросло два сына, а у него -- две дочери, которых, чтобы люди не путались, обеих звали Туллия, одну правда "Старшей", другую "Младшей".

Lieven Mehus. "Тарквиний Гордый". 1660-е



Тарквиния Гордого женили на Туллии Старшей, а его брата на Туллии Младшей. Но вот тут не вмастили: надо было поженить двух тихих и двух буйных попарно, а не вперемешку. В общем, буйная Туллия Младшая решила, что буйный муж сестры ей нравится гораздо больше. Тот тоже пылал: они убили своих супругов и поженились между собой, наплевав на общественное мнение. Когда папа царь Сервий Туллий стал возражать, они убили его тоже, и как приятный бонус -- Тарквиний Гордый унаследовал тестёв трон.

Но римлян в этой истории конкретно бесил только 1 факт: после успешного переворота Туллия ехала на колеснице домой, а в узком переулке валялся труп ее отца. Объехать было невозможно, а вылезать ей было лень. Ну она переехала мертвое тело папы и поехала домой. Совершенное естественная экономия сил для такой усталой женщины после трудного дня, непонятно, с чего это римляне так на этот поступок оскорбились?

Жан Барден. Туллия переезжает тело своего отца. 1765



Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается: в общем, родились у этой гармоничной супружеской парочки дети, и нас конкретно интересует их младший сын. Наследственность у него была дурная, нормальным воспитанием по Гиппенрейтер никто его тоже не занимался -- все слагаемые для того, чтобы вырос натуральный злодей, необходимый для динамичного развития сюжета.

Поскольку он был третьим сыном своего отца, совершенно логично с точки зрения римлян, что его назвали Секст (то есть  "шестой").

Лоуренс Альма-Тадема. Тарквиний Гордый учит сына Секста навыкам государственного управления (см. википедия "синдром высокого мака")



Как-то Секст был за городом, на военных сборах со своими старшими братьями, кузенами и прочими пацанами. Гоняли их, как блатных, без огонька, отжиматься не заставляли, сил оставалось много. Лежа на металлических кроватях с пружинными матрасами ребята начали друг перед другом хвастаться.

Хвастаться своими бабами.
Какими именно параметрами своих женщин хвастались эти офицерики, история не сохранила. Официальная государственная историография города Рим, записанная эдак лет через пятьсот после этого события, гласит, что они поспорили, чьи жены -- самые чистые, честные, благородные, добродетельные римлянки и кто из них лучше занимается домашним хозяйством.

Willem de Poorter. Лукреция за рукодельем. 1633



Ага. ЩАЗ.

Конечно, именно чтобы проверить, чья жена лучше всех моет полы и натирает сантехнику, бравы молодцы сорвались из полевого лагеря и вскачь, галопом, поскакали в Рим проверять и сравнивать женщин. Но других историков, кроме Тита Ливия, нам не завезли, художники руководствовались его инструкциями, поэтому картин про конкурс красоты в бикини (или без), или по другим каким физическим параметрам или навыкам у нас нет. Есть только картины, иллюстрирующие официальную версию.

Пари выиграл муж Лукреции.
По официальной версии -- потому что её застали за прялкой и вышиванием, а жен остальных всадников пришлось вытаскивать из баров-караоки пьяными и в неприличных мини.

Добродетельная Лукреция. 1789


Особое гм, "правдоподобие" этой версии придает тот факт, что наш злодей, Секст Тарквиний, так впечатлился зрелищем добродетельной прядущей Лукреции, что мгновенно воспылал к ней  сладострастными чувствами.
Женщина за пяльцами же так возбуждает, не правда ли? (Отвечают лишь те, кто знает значение слова "пяльцы", а не пытается угадать по созвучию!)

Вообще современные ученые предполагают, что изначально в сюжете могло быть нечто, похожее на историю царя Кандавла, который так гордился красотой своей жены, что показал ее в голом виде постороннему мужику (кончилось тоже убийством).

Йорданс. Царь Кандавл показывает свою жену Гигу. 1646



Итак, вернемся к протоколу.
Наш злодей Секст Тарквиний так впечатлился зрелищем добродетельной прядущей Лукреции, что мгновенно воспылал к ней  сладострастными чувствами. Все остальные мужчины, включая хвастливого мужа Лукреции, вернулись обратно в военный лагерь, а Секст Тарквиний спрятался в серверной.

Когда наступила ночь, он вышел из укрытия и отправился в спальню красавицы Лукреции.
-- Люблю, -- говорит, -- не могу! Ты так красиво вышиваешь гладью и крестиком! Такие ровные стежки! Такой изысканный подбор оттенков мулине! Давай займемся сексом!

Ян ван Хемессен. "Тарквиний и Лукреция". 16 век



-- Брысь! -- ответила ему добродетельная Лукреция. -- Совсем на этом дембеле с ума посходили... Я, между прочим, жена твоего двоюродного брата, приди в себя!

Но ее уговоры не подействовали на обезумевшего от вожделения царевича Секста Тарквиния, который привык везде гонять под двести с мигалками. Уходить он отказывался, и заявил, что раз она по-хорошему не хочет, то он будет ее насиловать.

Лука Джордано. Изнасилование Лукреции. 1663



Тициан. Изнасилование Лукреции. 1571



На это Лукреция заявила, что сейчас начнет так вопить, что стекла во дворце полопаются, прибежит охрана, и его повяжут.
Но подлый Секст парировал так:
-- Не успеешь. У тебя в соседней комнате слуга-раб спит. Начнешь кричать -- я сначала тебя зарежу, потом его, положу ваши мертвые тела рядом. И всем расскажу, что я застал тебя за сексом со слугой и убил обоих, чтобы спасти честь своего кузена, твоего мужа! И тогда ты со стыда помрешь!

Это Лукреции было нечем крыть, и она стиснув зубы позволила Сексту Тарквинию сделать его приятное дело.

Неизвестный художник. "Тарквиний и Лукреция". 1575



Рубенс. Изнасилование Лукреции. 1610



Закончив, он удалился довольный, а несчастная женщина вытерла слезы и стала думать, что ей делать дальше.
Зная характер "кузена" она, наверно, не надеялась, что он сохранит эту историю в тайне -- наверняка бы начал хвастаться.
Да и времена тогда были другие, отношения к изнасилованию было иное, в том числе и у пострадавших.

Нам психологию этих людей представить трудно, во-первых -- уж больно давно все это происходило, а во-вторых -- это все же европейская цивилизация, пращуры наши, и подсознательно нам кажется, что мыслили они примерно также, "по-европейски". Поэтому и не понятно, почему к самоубийствам у них такое отношение было -- с любованием, без страха.

Чтоб полегче стало историю воспринимать, я вам сейчас фильтры немного перенастрою: представьте, что это такие самураи. С офигительным кодексом чести, огромным количеством неписанных правил и постоянной оглядкой через плечо "а что соседи-самураи скажут, вдруг не одобрят, как же мне дальше с этим жить?!".
С этого ракурса понятней, да, почему для римлянина харакири совершить было также психологически просто, как высморкаться?

Ритуал сеппуку. Японская гравюра



Так что "самурайская женщина" Лукреция не просто боялась, что будет, когда семья узнает об изнасиловании. Она и сама жить больше не могла в таком оскверненном состоянии, ее так с детства воспитали, в подобном идиотском кодексе чести.

Она переоделась в чистое, выбрала черное платье. Послала за отцом и мужем. Те приехали. С ними за компанию из военного лагеря увязался еще один царский кузен, по фамилии Брут, и еще мужик по имени Публий Валерий Публикола, хотя их никто не приглашал.

-- Что ты такая расстроенная? -- спросил ее муж-молодец. -- Ты же выиграла наш вчерашний конкурс домохозяек! Должна радоваться?
Ничего не ответила Лукреция наблюдательному мужу, только вздохнула тяжело.

Эрколе де Роберти. "Лукреция с мужем Коллатином и Брутом", ок. 1490



Она дождалась, пока ее папа усядется поудобнее в кресло и закурит.
Встала в красивую позу и рассказала, что Секст Тарквиний ее изнасиловал, жить она больше не может.
И призывает родственников, ежели они настоящие самураи, за нее отомстить.
После этого быстренько зарезалась, прежде, чем родня (все профессиональные десантники, на всяк. сл. уточню) успела перехватить кинжал.

Рембрандт. Самоубийство Лукреции. 1666



Как подтвердит вам любой бизнес-тренер, произносить подобные мотивационные речи, стоя без трусов и тем паче без бюстгальтера -- нереально!
Особенно если произносишь их родному отцу и посторонним людям (если одному законному мужу -- то OK).
Логично предположить, что Лукреция покончила с собой в полном обмундировании добродетельной римской матроны.

Однако из века в век, из столетия в столетия, ее рисуют именно голышом, поскольку все художники любят сиськи (тм).

Джампетрино. Начало 16 века.
Содома, 1513




Гвидо Каньяччи. 1660
Андреа Казали. 1750-е




Поступок ее, с точки зрения морали того времени, вполне себе нормален. Ну действительно, что ей оставалось делать, живя в обществе, которое целиком и полностью одобряло виктимблейминг: 100% -- среди мужчин, 96% среди женщин.
(Кстати, современная статистика привычки обвинять женщину, что она "сама виновата", такова: 94% -- среди мужчин, 82% среди женщин, фиговенький прогресс за 2,5 тыс лет, честное слово).

Особо зачетная она вышла у Дюрера (1518). Обратите особое внимание на ее выражение лица.



Интересный нюанс: современные ученые считают, что по понятиям того времени было вполне нормально, если б Лукреция рассказала родным об изнасиловании, а отец или муж ее после этого пристрелил сам, собственноручно. Правда, по тем же понятиям, никто из этих мужчин не стал бы скрывать, что зарезал опозоренную женщину (см. кейс с Виргинией), и наоборот даже этим бы хвастался. Впрочем, выдать убийство опозоренной за самоубийство было бы очень удачной мыслью с точки зрения черного пиара...

Клод Виньон. Смерть Лукреции. Сер. 17 века



Потому что дальше пошла сплошная политика, а не нормальная самурайская вендетта.

Больше всего из-за случившегося обиделся не супруг и не отец убиенной, а кузен по материнской линии Луций Юний Брут, а также заявившийся с ним за компанию левый мужик Публий Валерий Публикола.

Брут вытащил нож из груди Лукрецию (чем кстати сделал бесполезными любые действия прибывшей через 10 минут на место инцидента бригады Скорой помощи). И заявил громогласно:

«Этой чистей­шею преж­де, до цар­ско­го пре­ступ­ле­ния, кро­вью кля­нусь - и вас, боги, беру в свиде­те­ли, - что отныне огнем, мечом, чем толь­ко сумею, буду пре­сле­до­вать Луция Тарк­ви­ния с его пре­ступ­ной супру­гой и всем потом­ст­вом, что не потерп­лю ни их, ни кого дру­го­го на цар­стве в Риме».

Эдуардо Розалес. "Смерть Лукреции". 1781



Отец Лукреции, свежеиспеченный вдовец, а также левый мужик Валерий Публикола сразу присоединились к клятве. "Один за всех и все за одного!" -- воскликнули они.

Анри Пинта. Клятва Брута над телом Лукреции. 1881



Брут и Валерий Публикола быстро организовали народное восстание среди богатых олигархов-аристократов, недовольных поведением Тарквиния Гордого, ездой его жены Туллии по встречке без прав, и поведением разносчика ЗППП их сына Секста Тарквиния.
Началась революция. Династию Тарквиниев изгнали из Рима, где все ее представители быстро умерли -- кто погиб в боевых действиях, кто от несчастного случая какого, кто от авитаминоза (Внимание! С наступлением весны пожалуйста обратите внимание на состояние своего здоровья! не пренебрегайте витаминными комплексами! Мама, я для тебя это пишу, я знаю, что ты все равно читаешь эту рубрику у меня, хотя я просила этого не делать).

Луи Лафит. Брут выслушивает послов от бывшего царя Тарквиния Гордого. ок. 1815



Рим перестал быть царством, и стал Республикой (каковой оставался еще полтысячелетия, до Октавиана Августа).
Первыми консулами новорожденного государства (т.е. президентом+премьером, тандем такой) были выбраны герои восстания -- вдовец Лукреции и, разумеется, Брут.

Но через пару дней вдовцу, звавшемуся Луций Тарквиний Коллатин, сказали: "Слушай, фамилия у тебя такая нехорошая, Романов, тьфу, Тарквиний. Народ это раздражает. Ну и нам в ЦК это тоже как-то неприятно. Давай ты уволишься, подобру-поздорову, а?"
Вдовец подумал и действительно уволился из консулов, его место занял тот совершенно посторонний мужик Публий Валерий Публикола, которого все эти дни не оставляла мысль "эк я удачно тогда на чай заглянул без приглашения..."

"Портрет Брута" (внешность вымышлена древнеримским скульптором 2 века н.э.)



Теперь вы знаете все, что надо про Лукрецию, ее изнасилование, Брута первого и конец Римского царства. Можете поддерживать светские беседы за коктейлями, если вдруг разговор зайдет.

***

А самое прекрасное в истории Лукреции, эдакая вишенка на торте, что она вероятней всего целиком выдумана, причем древнеримские историографы сплагиатили ее у древних греков, которые ровно в то же десятилетие, 510-е годы, в Афинах свергли династию Писи­стра­ти­дов и тоже установили республику.
Только в исходном греческом варианте сын царя не барышню хотел изнасиловать, а Гармодия - возлюбленного Аристогитона. Ничего у него не получилось, да и Гармодий с собой кончать не стал, а вызвонил любимого, и вдвоем они подняли народное восстание. (пруф)

Скульпторы Критий и Несиот. Тираноборцы (Гармодий и Аристогитон), 477-476 годы до н. э.



Не забывайте покупать мою книгу "Омерзительное искусство",
где столь же весело и задорно рассказывается о картинах на сюжеты Древней Греции.
Обещают, что до онлайн-магазинов новая партия около 7 апреля доедет.

омерзительное искусствоведение, древний рим, женщины убитые

Previous post Next post
Up