Очень глючная картина

Mar 06, 2018 09:09

Иногда смотришь на картину и думаешь -- о боже, что ж хотел сказать художник?! И да, это справедливо не только для современного искусства, а для старинного тоже вполне, и очень часто. Посмотрите например вот на это безумие, реально, с первого взгляда и не разберешься о чем оно и вообще, что это тут за тусовка.




Адриан ван де Венне. "Ловцы душ". 1615 год. Рейксмюсеум

Вообще название -- цитата из Нового Завета, про то, что апостолы будут приводить людей в христианство. Но, как нетрудно догадаться, на этой картине явно не первый век нашей эры.

Вот страница картины на сайте музея.

Детали:


Размер картины меньше, чем метр на два, несмотря на огромное количество деталей.

Харя какая у епископа карикатурная.



Слава богу, есть и полное название:

"Ловцы душ: аллегория соперничества между разными конфессиями христианства во время Двенадцатилетнего перемирия между Нидерландами и Испанией"

Двенадцатилетнее перемирие (нидерл. Twaalfjarig Bestand) - период прекращения огня между габсбургской Испанией и Республикой соединённых провинций во время восьмидесятилетней борьбы последней за независимость от испанской короны. Перемирие длилось с 1609 по 1621 годы. В 1621 году обсуждалась возможность заключения нового мирного соглашения с Испанией, но условия, предложенные испанцами, Нидерланды сочли для себя неприемлемыми, и боевые действия были возобновлены.

По костюмам можно догадаться, где католики, а где протестанты.



Персонажи на первом плане явно написаны с реальных людей, и вообще это такой своеобразный групповой портрет.



Понарядней -- аристократишки.



Описание отсюда:
"Река означает раскол между северными и южными Нидерландами, случившийся после их иконоборческого восстания. В первоначальной картине протестантские рыбаки успешно спасали души верующих, а вот католические сети были пусты. Рядом с католическими лодками они были добавлены художником позже.

На левом берегу изображены два принца Оранских (за веткой апельсинового дерева): Мориц и Фредерик Генрих. Их сопровождает Фредерик V, курфюрст Палатинский, король Яков I Английский и молодой Людовик XIII со своей матерью Марией Медичи.
На правом берегу реки находятся католические кардиналы с папой в сопровождении Альбрехта Австрийского и Изабеллы Клары Евгении, а также генерала Амброзио Спинола.

Различные атрибуты рыбаков (сети, лодки и т. д) подписаны латинским текстом, чтобы прояснить смысл.
Большая муха нарисована как своего рода поклон Яну Брейгелю Старшему, который создал много подобных забавных аллегорий с визуальными шуточками в них".

Муху нашел lizardian: в левой нижней части картины, на воде между берегом и лодкой. Вправо вверх от мальчика с ракушками.



Вблизи карлики и дети.
Кстати, посмотрите, к вопросу что мы обсуждали в теме про улыбку в портрете -- тут явно видно различие между портретными фигурами конкретных дяденек и жанровыми фигурыми вымышленных для разнообразия картины мальчиками. Вымышленные жанровые мальчики улыбаются и гримасничают.



на горизонте -- католические кардиналы в красном



Покрупнее еще обрежу, там такая бабка клевая



Вот это наверно Альбрехт и Изабелла.



В общем, отличная картина, надолго можно залипнуть.

UPD: отсюда

На картине, сответственно, две толпы стоят на двух берегах - протестантском и католическом. В протестантской толпе можно увидеть штатгальтеров республики Соединенных провинций, Морица Оранского и его брата Фредерика Генриха.



На католическом берегу можно увидеть Эрцгерцога Альбрехта и Изабеллу Клару Евгению, правителей Испанских Нидерландов.



На протестантской стороне - народу побольше. У самого берега растет зеленое свежее дерево. Чтобы образ был понятнее, к нему прибита записка "Псалом 1".

И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.

На католической же стороне дерево жухнет и облетает.



И протестанты и католики ловят из реки души. Чтобы не перепутать, один из протестантов держит в руках книгу со ссылками на евангельские стихи о "ловцах человеков".



Но у протестантов получается лучше: лодки их полны, и они заняты только ловлей человеков. У католиков в лодках и музыкальные инструменты, и золотые кадила. Да и ловят они не только людей, а и драгоценную утварь, и, если приглядеться, и церковные здания и какие-то сундуки.



И нат всем этим простирается радуга, символ завета с Богом, что потопа больше не будет - прозрачный намек на мирный договор, защищающий обе стороны от потопа войны.

Таким образом, перед нами - политическая агитка, говорящая о мирном сосуществовании двух систем как продолжении классовой борьбы.

ренессанс северный

Previous post Next post
Up