Что делать, когда умирает бизнес

Oct 12, 2016 09:20



Бизнес часто называют детищем. И если сравнение растущего бизнеса с ребенком вполне очевидно, умирающий бизнес с ребенком уже никто не сравнивает. Но как тогда описать ощущение, когда умирает бизнес, который строился 5-7 лет? И самое важное, как вести себя с партнерами, сотрудниками, семьей? От потерь в бизнесе, как и от смертей, никто не застрахован. И отношения после смерти бизнес-детища - особая паутина сложностей, из которых выпутываются не все.

Доводилось ли мне хоронить бизнес? Конечно. И могу сказать, что ощущение - не из лучших. Не секрет, что после смерти бизнеса многие люди так и не могут отойти от потери, глуша свои чувства в стакане или бросаясь в куда более опасные отвлекающие крайности. Как же поступить? Еще вчера ты радовался даже тысяче рублей прибыли, нанимал людей и строил планы, а сегодня офис пуст, ты оплатил последние счета за инет, и вышел из места, где еще вчера концентрировалась вся твоя жизнь.

Наблюдайте за здоровьем своего бизнеса. Хороший создатель или управляющий бизнесом всегда знает, как обстоят дела с его подопечным. Если где-то задержались платежи - это, условно говоря, насморк, а вот сорвавшиеся длительные переговоры с крупным заказчиком можно сравнить с какой-то болезнью посерьезнее. Оборвалось финансирование? Хедхантеры перевербовали вашего лучшего топа? В компании больше сплетен, чем дел? Все это управляющий должен замечать еще на ранних стадиях. Бизнес, в котором нет системы аудита, обречен на провал. Попробуйте, котенка выбросите на улицу и только изредка кричите в окошко: "Мурзик, ты там мышей ловишь?" Мурзика если не слопает какой-то соседский кот, так просто он пошлет вас нахрен да пойдет жить собственной жизнью без хозяина-идиота.

Будьте готовы в любой момент потерять бизнес. Что такое бизнес? Это всего лишь система, которая приносит удовольствие, какие-то нематериальные блага (уважение, известность и т.д.) и деньги. Кто-то действительно сравнивает бизнес с ребенком, позволяя эмоциям замутить трезвый взгляд на вещи, но я больше склонен сравнивать бизнес с автомобилем. В любой момент автомобиль может превратиться в груду металлолома. Или какой-то мудак в него заедет на своем Камазе. Да, любить свое дело, и людей в нём нужно, но не стоит превращать систему в единственный смысл жизни!

Трезво оценивайте вероятность спасения бизнеса. Несколько лет назад я влез в проект, который казался мне очень перспективным. Несколько миллионов рублей, неплохие люди, хорошие перспективы. А самое важное, в проект были вложены лично мои надежды! Все складывалось, кроме самого бизнеса. Вот просчитались, не учли пары нюансов, недооценили конкурентов, а вот себя слегка переоценили. В общем, время шло, а бизнес, в лучшем случае, стоял на нуле. Команда ждала новых финансовых вливаний, поддержку кадрами, новыми блоками рекламы, а я в какой-то момент понял, что вероятность спасения бизнеса минимальна. Да, команда сплотилась из-за сложностей, и казалось, что вот-вот - и оно пойдет. Но я принял решение закрыть проект.

Только бизнес, ничего личного. Не делайте из сотрудников очень близких к себе людей, чтобы не пришлось делать из бизнеса мумию в угоду вашей эмоциональной слабости. Представьте, что вы участвуете в боях без правил всей командой. Стали бы вы во время подготовки боя кому-то говорить: "Кушай, Сашенька, бургеры, ты же такой хороший парень!" Команда есть команда, проиграла команда - уходит с арены. И каждый член команды должен понимать это простое и понятное правило. Знаю многих людей, которые не закрывали проекты месяцами и даже годами, боясь потерять команду, но не получая дохода от деятельности. Им было жаль людей. В итоге, проекты все равно обанкротились, а немалая доля этих бизнесменов стала главными врагами уволенных сотрудников. Знакомо, да? "Босс - кретин, еще бы год и компания точно бы заработала миллиард долларов", - типичный отмаз таких сотрудников.

Добейте бизнес первым, пока это не сделала судьба. Капитан всегда должен быть решительным. Медленное угасание бизнеса - зрелище далеко не самое приятное не только собственнику, но и команде. Еще вчера строили планы поехать отдохнуть в Турцию, а завтра появилась мысль "лишь бы не умер бизнес в этом месяце". Получается, что угасающий бизнес деморализует команду, с одной стороны, и запускает процесс деградации, с другой. Вместо поиска новой работы, люди растят надежду на чудо. Но мы же живем в России, где чудеса запрещены законодательно. Иногда полезно принять волевое решение и закрыть проект еще до того, как последняя мышь сдохнет в вашем корпоративном холодильнике.

Оставаться человеком - главная задача любого управляющего. После смерти бизнеса кулаками не машут. Но опять же, трагедии не случилось. Поблагодарить команду за энергию, отданную проекту, снять напряжение и общий пессимистический настрой - лучшее решение для любого руководителя проекта перед тем, как распустить офис. Вполне реально, что уже в следующем месяце вы придумаете новую схему, куда пригласите этих же людей.

За всю свою сознательную жизнь я закрыл порядка 5 проектов, инвестиции в которые составили более 3 миллионов рублей. Как видите, это не сделало меня слабым или бедным. Есть же еще одна важная штука: за каждым закрытием проекта в будущем стоит обязательное открытие нового!

Приходилось ли вам попадать по сокращение? Как вели себя руководители? Или, может быть, закрывали собственный бизнес? Открыли попозже новый?



истории из жизни, бизнес

Previous post Next post
Up