Блогеры-нищеброды виноваты в крахе "ЖЖ"?

Aug 08, 2016 10:20



Известный блогер-путешественник puerrtto опубликовал на днях пост "Вы в курсе, что большинство топовых блогеров - нищеброды?". Если кратко, речь о снижении уровня жизни в России, что повлекло за собой снижение уровня доходов блогеров. Обнищавшие блогеры забивают на свои блоги и превращают "ЖЖ" в сплошное болото, из которого и уползают восвояси в соплях и под всеобщее нытье "ЖЖ умирает". Замечательный материал для моей рубрики "Анатомия поста". Давайте разбираться)

Выскажусь тезисно, по пунктам, пишет puerrtto :

1. За два кризисных года вне всяких сомнений денег в блогосфере стало меньше. Упали обороты малого и среднего бизнеса, соответственно, заказчики рекламы все чаще предпочитают работать по бартеру. Не секрет, что в "жирные" 2010-2014 годы блогер получал 10-20 тысяч рублей даже за тест какой-нибудь домашней техники вроде печей Philips, или за тест сотового телефона "Хайскрин". При этом, сам прибор тоже оставался блогеру. Сегодня доплата за тест - большая редкость, блогеры радостно берутся за написание статей без всякого гонорара, им достаточно просто получить в подарок сам гаджет.

Да, денег в блогосфере стало меньше. Но я связываю это с абсолютно никаким уровнем организации самой блогосферы. Где она?) Вы же не считаете 100-150 человек в России блогосферой? Если в тех же 2010-2014 годах рекламные агентства тратили баснословные суммы и даже не собирали отчеты, сейчас действительно менеджеры уделяют намного больше внимания сути, а не обложке. А суть в том, что тематическое сообщество в социальных сетях может дать охват 1 рекламной записи в 60 000 просмотров, и стоить при этом 7 000 рублей. В "Живом Журнале" стоимость рекламы у блогера из топ-50 достигает 20 000 рублей, но ни о каких 60 000 просмотров в сутки речи не идет. Блогеры лучше раскрывают преимущества товара, они лучше готовят промо-материалы, но кто расскажет об этом рекламодателям? Блогосферы в России не существует, повторяю. Есть толпы разрозненных любителей и несколько действительно крупных блогеров-монополистов, которые и представляются "отечественной блогосферой".

2. В сфере путешествий давно уже нет платы за участие в пресс-турах...Сегодня в 9 из 10 случаев блогеры едут в пресс-туры исключительно ради встречи друг с другом и возможности бесплатно пожить в приличном отеле и поесть в ресторане. Такая же ситуация сложилась с популярным некогда тестированием автомобилей, когда дилерский центр нанимал команду блогеров и те толпой катались по заранее прописанному поминутно маршруту. За это тоже давно не платят денег, считается что сорокалетние дядьки вполне способны делать рекламу взамен на питание и ночлег. И таки способны!

Совершенно верно.

3. Продолжая тему путешествий, добавлю, что за два кризисных года лично для меня интересных предложений стало даже больше, чем было раньше. Например, до кризиса ко мне крайне редко обращались авиакомпании с предложением слетать куда-то и взамен рассказать про авиакомпанию и их направления. А теперь как минимум раз в месяц. При этом, я вовсе не приобрел выгодные знакомства и не стал посещать пиарщицкие тусовки. Причина абсолютно в другом: большинство топовых блогеров - нищеброды. Это не оскорбление, а констатация факта. Денег у блогеров стало меньше в 2-3 раза, а путешествие пусть даже и по бесплатным билетам - это значительные расходы на жилье, переезды, питание, экскурсии. Авиакомпании не платят гонорары за то, чтобы вы слетали с ними в Нью-Йорк, или даже в Париж. Обычно они даже отели вам не оплачивают, исключая отдельные пресс-туры для журналистов. Проще говоря, работают строго по бартеру. Соответственно, раз большинство топовых блогеров, во-первых, сидят без денег, во-вторых не имеют опыта самостоятельной организации путешествия и в третьих по старой привычке требуют плату за честь отправить их священную тушку за океан - они теряют заказчиков.

С какой радости блогеры обязаны за свой счет оплачивать проживание в том же Нью-Йорке?) Все намного проще. Если авиакомпании "не горит" размещение обзора (даже по бартеру), она предоставляет бесплатный перелет с открытой датой в течение, например, года. На таких условиях я найду дела в Нью-Йорке, а в обмен на перелет легко оставлю свой отзыв о компании. Не рекламный положительный пост, а обычный отзыв. Бартер же в текущих экономических условиях действительно воспринимается многими блогерами абсолютно нормально. Главное, чтобы условия бартера были взаимовыгодными. В конце концов, именно на бартерных схемах зарабатывали первые миллионы сегодняшние олигархи). У puerrtto работы особой нет, у него есть время для путешествий за свой счет), и авиаперевозчики с удовольствием принимают предложение "упасть ему на хвост", что тоже абсолютно логично и выгодно.

4. Как уже говорилось, в российском бизнесе в целом стало критически мало живых денег. Кризис не только не миновал, а во многом усугубился. Раньше молоденькие девчушки в пиар-агентствах с зарплатой в скромные 20-30 тысяч рублей распоряжались миллионными бюджетами на рекламу и пиар. Два года назад было значительно легче выделять суммы на мероприятия и кампании, чем сейчас. Соответственно, девочки могли лоббировать тех блогеров, которые делились с ними частью гонорара (проще говоря, давали "откат") за выбор именно вашей кандидатуры. Начальство на такой расклад смотрело сквозь пальцы, поскольку денег было много, движуха не прекращалась и клиенты щедро спускали огромные суммы на заведомо бесполезные проекты. Сегодня все стало иначе. Прежде всего, самих клиентов у пиар-агентств стало меньше, а те кто остались - значительно урезали бюджеты. Соответственно, руководство самих пиар-агентств тоже затянули пояски и начали работать в кризисном режиме, отслеживая каждую копейку.

Так точно. Вообще, нормальный механизм работы с блогерами существовал всегда. Нормальное положение дел такое: блогер ставит ценник, например, 20 000 рублей. С рекламным агентством-сейлом он заключает договор на продажу своих постов за 20 000 рублей, из которых комиссия агентству составит 20-25%. То есть, и сам блогер, и агентство продают посты блогера за 20 000 рублей: просто в случае продажи поста агентством блогер получает "на руки", условно, 16 000 рублей, а если продал пост сам, то, естественно, 20 000. Практика "я хочу 20 000 рублей, а дальше делайте, что хотите" привела к глупейшей ситуации, когда у рекламных агентств резко обвалилась мотивация продавать блогеров. Кто хочет прослыть "барыгой" в отношениях с крупным брендом? То есть, я о том, что блогеры сами не умеют продавать свою рекламу, и доверяют это делать таким же рвачам, у которых для разных клиентов кардинально разные ценники на один и тот же пост.

5. Как я и предсказывал два года назад, резко возрастут бюджеты на политическую и коммерческую заказуху.

Эту ситуацию сложно было бы не предсказать, учитывая предвыборную кампанию в Госдуму, активизировавшую десятки тысяч кандидатов в депутаты по всей стране.

6. Денег стало меньше везде, включая изначально убыточный проект "Лайфджорнал" миллиардера Александра Мамута. Блоги никуда не делись, но содержать и кормить весь этот пионерлагерь больше не будут. Вначале отмерли послы ЖЖ в регионах как нерентабельные, затем резко сократились обороты рекламщиков внутри самого ЖЖ из-за копеечных в масштабах организации оборотов... Поэтому, рейтинги задвинули на задний план, решив превратить площадку в своего рода СМИ. Идея была хорошая, но ее реализация происходит из рук вон плохо. Главная страница очень редко обновляется и многие посты висят там по 3-5 дней. После того, как я заглядывал туда несколько раз в течение месяца и убедился, что там одни и те же лица, плюс зачем-то перепечатки из Лента.ру, то про главную страницу и думать забыл.

Бредореформы в "Живом Журнале" являются провалом самой команды "ЖЖ", а не индикатором рынка в общем. Достаточно посмотреть на быстро развивающиеся рынки тематических сообществ в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники", чтобы понять, какие громадные деньги могут поднимать любители и для себя, и для платформы. Огромные суммы зарабатываются студентами и школьниками, молодыми родителями и просто талантливыми людьми, на абсолютно любительском контенте! "ЖЖ" на фоне заработков "ВК" и "ОК" действительно выглядит нишебродом). Что говорить, если 800 000 рублей в месяц, которые зарабатывает Сергей Доля, в "ВК" зарабатывает неизвестный Вася Пупкин, у которого 4-5 пабликов. Известные сетевики зарабатывают миллионы. Кризис?)) При чем тут кризис, если у руководства "ВКонтакте" мозг работает, а у руководства "ЖЖ" верстальщик становится управляющим). Еще бы сторожа назначили.

Что будет дальше?

...Думаю, что в ближайшие два года ситуация не улучшится и из блогосферы уйдут многие топовые блогеры. Просто потому, что они не могут долгое время работать на прежнем ресурсе. Им банально нужны деньги на еду и поддержание некоего привычного образа этой самой жизни, но прежних денег нет и в ближайшее время не будет. Обратите внимание, что многие топы все чаще стали публиковать свои статьи повторно, чтобы просто "забить эфир", следуя нормативу 1-2 публикации в день любой ценой. Скоро они сбросят даже этот темп и перейдут от 2 публикаций в день к 2 публикациям в неделю, а затем в месяц. Все это закономерно. Другое дело, что когда ситуация выправится (надеюсь, в этом сомнений нет) им придется стартовать практически с нуля. И когда это произойдет, то в топе будут совсем новые лица, далеко не те, что мы видим сегодня.

В России блогер никогда не будет зарабатывать достойные деньги, пока не будет сформирована настоящая блогосфера. Без серьезных денег общество никогда не получит качественных профессиональных блогеров и будет давиться тем жмыхом, который наберут копипастеры или те, кто доедают контент после копипастеров (редакторы "Живого Журнала"). Варламов - яркий пример качественного блогера. Когда у России будет 10 000 Варламовых, она попрощается со сплошной жопой в своей жизни. Поскольку это будет значить, что общество оживает и начинает понимать смысл слов "конкуренция" и "качество".

Во всем перечисленном я вижу много плюсов для читателей и самих блогеров. Во-первых, окончательно развалятся надоевшие всем топовые "команды", живущие по принципу "кукушка хвалит петуха, за то что хвалит он кукушку" со всеми их селфи на фоне писающей собачки. Вместе с ними отомрут завязанные с ними пиарщики, привыкшие к откатам и по факту не умеющие работать в условиях кризиса. Ситуация в стране оздоровит не только саму экономику, но и блогосферу.

Нам не нужно оздоровлять блогосферу. Блогосферу в России нужно создавать.



Всегда пожалуйста.

Я за то, чтобы блогеры были людьми состоятельными. Чтобы и технику себе могли позволить, и помощников, и очень быструю логистику, как минимум, по России. Тогда будут действительно крутые репортажи, крутая аналитика и интервью. Сейчас же только розовые сопли и сплошная философия.



анатомия поста, ЖЖ, Живой Журнал

Previous post Next post
Up