- Вопрос деликатный, здесь бы запрос депутата Государственной Думы не помешал. В общем, могу решить вопрос за 5 000 000 рублей, - сказал, словно отрезал, молодой парень в модном костюме от Хьюго Босс. Сергей не киллер, торгующий душами, и не бюрократ, торгующий своей должностью. Он - лоббист. Современный посол, работающий одновременно на несколько крупных компаний, платящих ему за правильное донесение их позиции на переговорах с партнерами в бизнесе. Партнерами могут выступить как бизнес-структуры, так и общество или власть.
Допустим, есть небольшая компания, которая застраивает микрорайон в Москве. Строят-строят, и вдруг из ниоткуда появляются митингующие: мол, застройщик уничтожает старый облик столицы (смысле, сносит пару хрущевок). На новость "Ой-ой-ой, помогите сохранить Москву!" слетаются СМИ, раздувающие скандал на ровном месте. Правоохранительные органы вынуждены инициировать какие-то проверки, ибо "наверху" интересуются, что за дела?!
Проверки обязательно что-то найдут, даже по мелочи: нужно же отчитываться перед начальством, что по запросу общественности провели проверку, действительно сносится архитектурное наследие эпохи Никиты Сергеевича Хрущева! Ай-ай-ай, что же делать? Давайте пока стройку прикроем, пока "наверху" решат. "Наверху" решить могут по-разному, в зависимости от настроения, и приближенности владельцев стройкомпании к этому самому верху. Просто так разрешить дальше строить? Вроде бы, не по-пацански, население же протестует, а население - это электорат, которому иногда нужно бросать кость! Запретить строить? Тоже глупо, из-за каких-то крикунов Что же делать?
Но если застройщики не глупые, у них лоббисты работают, почти как служба 911 в США. На запах проблемы с перспективой затормозить бизнес моментально материализуется лоббист! "К вашим услугам", - произносит специалист типа Сергея, примчавшись в офис заказчика. Вот стройка, вот митингующие. Нужно найти с ними общий язык, и уже завтра получить от общественности пакт о мире и согласии, и чтобы префект обязательно открыл нужный сайт на нужной статье и увидел, что конфликт исчерпан, еще не начавшись!
Опытный лоббист способен назвать сумму практически без раздумий. Как правило, она исчисляется миллионами рублей. Редко - десятками миллионов, совсем редко - сотнями миллионов. Ведь речь идет о профессиональных переговорщиках мелкого звена. Они же, но в кадровом составе министерств, комитетов и комиссий моментально дорожают в цене. Логично, ведь вероятность успешного исхода в их профессиональной деятельности повышается! Озвучив сумму и получив согласие заказчика, лоббист удаляется из офиса.
Деятельность лоббистов можно сравнить с охотой. Цель определена, стоимость трофея - тоже. Теперь нужно выбрать снаряжение и отправляться на дело! Сначала нужно определить лидеров в среде митингующих. Обычно это профессиональные общественные деятели, которые сотрудничают с остальными участниками митинга на сдельной основе. Например, 1000 рублей за двухчасовой митинг или 3 000 рублей в сутки за голодовку! Они же приплачивают знакомым журналистам, чтобы о голодовке узнало побольше людей. Профит тоже очевиден. Такие организаторы ждут представителя застройщика, чтобы оговорить с ним сумму отступных.
Но, как правило, бизнес организаторов митингов основан "на коленке". То есть, никто сильно не пробивает ситуацию по составу учредителей, по аффилированным структурам (кто вообще окончательный владелец всей этой многомиллиардной стройки), какие связи застройщика с властью и т.д. Работа идет больше на авось. И задача лоббиста убедить митингующих, что ничего, кроме проблем, они здесь не найдут.
Собственно, за умение охранять интересы заказчика и умело их защищать, лоббисты свои гонорары и получают. В отличие от митингующих, лоббист в информацию вкладывает серьезные деньги. Поэтому поиск слабых мест оппонента перед встречей с ними - дело обязательное. Найти болевые точки, найти методы их нажать, потом предложить компромисс, от которого сложно отказаться. Бывает так, что лоббист может обменять лояльность оппонента на нужную ему информацию о других объектах: мол, вы бы лучше вон ту стройку проверили, которая возле церкви 19 века. Не суть важно.
Важно, чтобы за пару дней митингующие вышли к своим же журналистам и сказали, что застройщики оказались людьми вполне адекватными! Они показали все документы, поговорили с митингующими и рассказали им, что добавят спортивную площадку и увеличат на 3% озеленение территории! Ура, товарищи! Мы победили.
После этого лоббист прозвонит всех своих журналистов, подкормит их для настроения, а когда выйдут нужные материалы, аккуратно соберет их, и предложит кому-то из окружения нужного чиновника, как бы случайно, озвучить тему и доложить о том, как люди эффективно борятся за свои права, а застройщик с пониманием к ним отнесся и пошел навстречу! Ура, товарищи, вот она - демократия.
После этого ничего не остается, как заехать в офис заказчика, услышать: "Мариночка, выдай Сереже пятерочку. Молодец, боец, так держать!". Сережка сияет. Отняв от "пятерочки" 2,5 миллиона, которые ушли на затраты, забрасывает "чистый гонорар" в сейф своего офиса и идет в какой-то модный ночной клуб отметить удачную рабочую неделю. Уже завтра ему будут звонить другие люди. Возможно, заказы не такие "жирные", но свои 4-5 миллионов в месяц он зарабатывает стабильно на протяжении последних 10 лет.
Выгодное это дело - работать послом в современном российском бизнесе. Как думаете? Мне кажется, что если бы люди могли собирать суммы от 1 500 000 до 10 000 000 рублей за дело, профессиональные лоббисты реально начали бы работать и на общество! Допустим, собрала деревня 2 000 000 рублей, лоббист приехал, нашел аргументы и сменил неугодного населению главу сельсовета или что там у нас в деревнях сейчас) Насобирали 100 000 000 рубликов, поменяли мэра-взяточника и т.д.
Может, лоббисты за пару миллиардов и власть поменяют? Если, конечно, власть не заплатит больше, чтобы остаться.