Ох и трудно же на солнцепеке собирать клубничины, спрятанные в высокой траве. Но еще труднее, ухватившись за сухой стебелек, оторвать от земли низкий, серебристо-седой кустик горлянки. Бабушка - она плохому не научит, поэтому поход по крутицам за дикой клубникой превращался всегда в рассказ, о том, почему так важно набрать вместе с букетиками луговой ягоды, пропитанной солнцем, букетики травы горлянки:
«Главное в серединке лета - не пропустить, когда зацветет горлянка.
Первая это лекарственная трава, может даже важнее зверобоя, который цветет с ней в одно время. Простуды и больной желудок, а главное - все ангины и катары, снимет как рукой, если приготовить настой из травы горлянки и пить как чай, и горло им полоскать…» - поучала бабушка, а потом мы с ней развешивали на террасе пучочки горлянки, связанные попарно, вперемешку с пучочками клубники - сушились впрок лекарственные травки-муравки.
Лапчатка серебристая (Potentilla argentea L.), семейства розоцветных, как я узнала спустя многое время, растет, начиная как раз с Тульской области, добираясь на юг в воронежские степи и суходольные луга. Ну, или наоборот, переселившись сюда с жаркого юга. Оттого так отличается она по внешнему виду и повышенной жизнестойкости от близкородственной и знаменитой Лапчатки прямостоячей или калгана (Potentílla erecta (L.) Raeusch.). Лесная жительница, эта лапчатка любит влагу и сырость, тоньше в стебле, но зато кустистей, зеленей, словом - представительней. А потому - известней.
Главное же ее достоинство заключается в корне. Свежие корни лапчатки имеют приятный, слегка сладковатый гвоздичный аромат, с нежным и слабым оттенком розы (все-таки же родственники), что и обусловило когда-то их применение в качестве пряности, заменяющей дорогую гвоздику и отчасти корицу.
Корень калгана - одно из наиболее популярных в прошлом русских «водочных» растений, когда-то имело даже европейскую славу. Почему вдруг скромному корешку досталось такое название - не известно. Ведь настоящий калган (галангал, галанг)- пряность заморская, к XVIII веку в Европе, да и в России забытая. Его ввозили в Европу на заре европейского увлечения пряностями, вместе с корнем имбиря. Постепенно он утратил спрос и забылся практически совершенно, популярность ли имбиря была тому причиной, либо просто общее падение интереса к экзотическим специям, однако примерно с петровских времен, в Европу стал попадать «русский галанг», корень лапчатки.
Схожесть с корицей и гвоздикой определило и область применения корней калгана как специи - лучше всего они сочетаются с другими специями во фруктовых блюдах - в компотах, яблочном или сливовом варенье, пирогах с яблочной или грушевой начинкой. Причем из корней лучше сначала приготовить отвар - декохт, по старинному, нам ведь все равно понадобится вода для сиропа или пюре. Другой способ - корни в марлевом мешочке можно положить в сироп или в повидло-варенье, а в конце удалить. Но, это отнюдь не главное их применение.
Приятно пахнущие корни, бледно-розовые на разломе, издавна приспособили у нас к производству водок, ликеров, настоек и бальзамов. Главным образом при технологическом несовершенстве процесса, ароматизация водок применялась для улучшения вкуса получаемого продукта, который не всегда был приятным. Из книги «Российский хозяйственный винокур, пивовар, медовар, водочной мастер…», 1792г :
«Водка из разных кореньев
Возьми пионного корня, иру, солодкового корня, калгану, ревеню, корицы, гвоздики, кардамону, инбирю по двенадцати золотников; розмарину тридцать золотников, бадьяну двенадцать золотников, стручкового перцу четыре золотника, шалфею восемь золотников, майорану четыре золотника, мушкатных орешков восемь золотников, петрушки, немецкого тмину, ангелику, померанцевой корки, розового цвету по двенадцати золотников; всему сему набору дай настояться в двоеном вине шестеро суток, и потом перегони весьма тихо.»
Кстати, о большей части трав и кореньев я уже упоминала.
Для приготовления современной настойки, достаточно на 0,5 литра водки не более 1,5 чайных ложек дробленых сухих корней калгана. При большей дозировке вкус не улучшится, лишь скажется высокое содержание дубильных веществ. А лучшим партнером для нее станет Родиола розовая (Rhodiola rosea L.),
палочка ванили
и немного дубовой коры.
Все бы хорошо, однако, лапчатки не образуют густых зарослей, а серебристая относится к исчезающим видам, поэтому самостоятельно заготовить корни лапчатки затруднительно. Но выход есть - поскольку корневища лапчатки подробно исследованы в официальной медицине и используются в качестве лекарственного сырья, измельченные корневища rhizomata tormentillae легко доступны в аптеке.
Еще одна лапчатая родственница - лапчатка гусиная, или гусиная лапка (Potentilla anserina) вечно путается под ногами и служит неплохим кормом для домашней птицы. А мы чем хуже? Вот только жаль, что как раз в то время, когда она набирает максимум полезности в листьях, они становятся грубыми и жесткими, да и особого вкуса не имеют, так что добавлять их в летние салаты не имеет смысла, вот разве что цветками тарелку украсить, ну или положить за компанию в овощные супы, пюре, котлеты или запеканки для массовости.
Другие виды родственных растений, иногда относимые к лапчаткам, разводят как декоративные - например, лапчатку непальскую - Potentilla nepalensis - ее яркие-малиновые цветки на фоне крупных трехпалых листьев издалека (или сослепу, как я, например) можно принять за садовую землянику. Или популярный в последние годы кустарник -курильский чай (Dasiphora fruticosa).