Вправо поедешь - коня потеряешь; влево поедешь - самому живу не быть.
Народная мудрость
А что же там, в красивых пакетиках, не пора ли разобраться чисто и конкретно?
Несколько слов о торговых марках, не выживших на нашем диком поле. Sainte Lucie мелькнула на нашем горизонте несколько лет назад. Поскольку фирма французская, представлена была прованскими травами, сушеным эстрагоном, белым, черным и розовым перцем, который я, соблазнившись, купила. Не выдержав ценовой конкуренции, быстро исчезла с горизонта.
Также канула в лету и еще одна французская марка - Ducros. У которой была отличный выбор различных пряностей - и травы и специи, и гармонично составленные смеси. Предлагалось все это в стекле, как и положено приличному производителю, и цена была вполне конкурентная. Это единственная, пожалуй, фирма, об исчезновении которой я сожалею. Кстати, торговые марки Ducros, McCcormic и Schwartz составляют международный консорциум по торговле специями, но две последние к нам в Россию и не заходили, а специи их попали ко мне с оказией.
Пройдемся по конкретным производителям, которые у нас представлены очень широко - от рыночного развала до крутого супермаркета. Из зарубежных фирм у нас сегодня можно сходу купить: Avokado из Чехии, Сykoria, Kamis, Ziolopex из Польши, Kotanyi из Австрии, и финскую Santa Maria.
Ассортимент на полке обычного магазина составляет «большая пятерка» - самые ходовые пряности, которые удовлетворяют спрос большинства покупателей - перец, гвоздика, душистый перец, молотые корица и мускатный орех. Правда, сложилось такое ощущение, что в Индии в прошлом году перепроизводство белого перца и его распродают подешевке. Буквально все производители, даже наши, российские кинулись его фасовать и в целом и в молотом виде. И все эти пряности вполне приличного качества. Что вобщем-то понятно - все они покупают их для фасовки у одних и тех же оптовых поставщиков в Роттердаме или Амстердаме.
Все наши бывшие друзья по соцлагерю проявляют уважение, и фасуют свои специи и приправы в пакетики из фольги, серии подешевле - в бумажный ламинат. Некоторые из производителей любезно указывают на страну происхождения той или иной пряности (Kotanyi), некоторые предлагают рецепты (Kamis), некоторые предлагают состав пакетика на нескольких языках (Avokado). Но это все внешняя сторона, виньетка ложной сути, так сказать. Особенно, если дело касается готовых смесей и приправ.
Как показывает практика, она же критерий истины, если кто помнит классиков, именно умение правильно и гармонично составлять смеси и приправы и отличает грамотного торговца специями.
Только одна фирма честно и откровенно пишет, сколько соли она кладет в свою приправу - Santa Maria, что не может не вызвать уважения. Все остальные предпочитают скрывать это либо за скромным упоминанием об этом в конце, или за буковками «и др.», или вообще забывают упоминать о ней.
Занимательные вещи можно иногда встретить в смесях. Особенно, если мексиканскими, например, смесями или «смесями для пельменей» начинает заниматься североевропейский производитель. Чего только не углядишь в «смеси чилли» от Санта-Марии! А родные наши пельмени мы любим посыпать смесью красного и душистого перца и тмина - именно так считает Avokado.
Про «хмели-сунели» от разных производителей я упоминала на днях. А вот возьмем «приправу для маринования огурцов» от Ziolopex. Пакетик, кстати бумажный, успел порваться, пока я донесла его до дома.
Состав, указанный на пакете: семена горчицы белой, хрен, чеснок, укроп, перец душистый и черный, лук, эстрагон, лавровый лист.
Да за такой состав любая хозяйка спасибо скажет, были бы эстрагон, хренок, лучок и чесночок свежие, вместо палок укропа положили бы зонтики, а в пакете не блестели предательски кристаллики глутамата! Ибо откуда ж взяться правильному запаху и вкусу в сублимированных овощах?
Что можно сказать об отечественных производителях? Из наиболее раскрученных в магазинах можно найти «Интерпекарь» с линейкой «Наша кухня». В последнее время они придумали оригинальную упаковку с прозрачными окошками, которые иногда оказывают медвежью услугу - увидев в окошке серо-рыжую «паприку» покупать ее не захочется. Но в приправах они ведут себя вполне на уровне - кроме смеси специй они не добавляют в них соль и глутамат. Правда, сдается мне, что все эти смеси они готовят не сами, а закупают где-нибудь в Турции, причем у разных оптовых торговцев.
Еще одна компания - «Мэтр» с линейкой «Spise waу» встретить ее можно не часто, потому что они позиционируют себя как поставщики специй для рестранов и прочего общепита и фасуют большими бадейками. Ассортимент небольшой и качественный, тоже в основном самые ходовые специи. А вот в смесях видно то же, что и у всех - изрядная доля «неспециальных» добавок.
Еще мною обнаружена одна из недавно вышедших на рынок фирм с торговой маркой «Волшебное дерево» - вполне ничего себе семена аниса и неплохой бадьян, но в отношении чистых специй, повторюсь, почти все поставщики на уровне.
Кроме крупных фирм у нас представлены и мелкие фирмы и фирмочки, подозреваю, фасующие специи на коленке в подмосковном сарае из тех огромных пыльных мешков, что высятся на рынке. Потому что специя «перец черный горошком» из белого бумажного однослойного пакетика ничем вообще не пахнет, а «специи для узбекского плова» от фирмы «Аромат Востока» насыпаны прямо из того самого мешка рыночного торговца - судите сами:
Умилил состав: паприка сладкая, кумин, перец чили, куркума, эстрагон, тимьян, кориандр, барбарис, перец душистый, соль. А особенно умилил рецепт плова, рекомендованный на пакете. Приводить не буду, лень.
Рядом на фото еще одна «смесь для плова» от Cykoria: барбарис, кумин, чили, куркума, базилик, шалфей, майоран, кориандр, чабер, лавровый лист. Ну и чем, скажите, они отличаются и какое отношение имеют к плову?
Так что - «думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь» (с).