В хаосе Ближнего Востока и непрекращающейся череды чудовищных дипломатических ошибок стран, вовлеченных так или иначе в тамошние конфликты, снова обращает на себя внимание блестящая по своей сути и целеустремленности работа курдов. Последний лишенный своей государственности народ планеты планомерно и местами жестко идет к своей долгожданной цели - независимому государству.
То, как умело курдские политики лавируют между конкурирующими между собой мировыми державами, попутно добиваясь для своего народа дивидендов в военной, экономической и дипломатической областях, порой вызывает неподдельное восхищение. Пока другие грызутся за несуществующие анахронизмы (типа сохранение по факту умерших стран - Сирии и Ирака), курды шаг за шагом выстраивают границы своей будущей страны, налаживают экономические связи, вооружаются за счет длинного ряда государств и, что самое важное, завоевывают для себя статус новой мощной силы, с которой приходится считаться практически всем остальным игрокам на шахматной доске БВ.
Фактически, Курдистан повторяет путь, избранный Израилем при достижении своего собственного государства в 40-х годах прошлого века.
На пороге объявления своей независимости Израиль так же вел сложную дипломатическую игру по всем фронтам, успешно пользуясь конфликтом Запада и СССР. Так, например, всем известен факт поставок оружия через советскую Чехословакию - что до сих пор усиленно муссируется определенными кругами в РФ в рамках...скажем так, критики последующей антироссийской антисоветской внешней политики Израиля - мол "неблагодарные!". Но самым весомым вкладом СССР, разумеется, было голосование в ООН 1947 года о разделе Палестины. Пока же это не произошло Израиль ловко лоббировал свои интересы в обеих лагерях - странах НАТО и советском блоке.
Сегодня Путин пытается и тут повторить Сталина и разыграть еврейскую курдскую карту в пику Турции. Предпочитая не замечать прозападную направленность Курдистана и риск, который несет будущее государство курдов для ее РФ союзников на БВ - Сирии и Ирану. В свою очередь, Баразани мудро играет роль Бен Гуриона и как может одобряет неуклюжие попытки Москвы переманить курдов на свою сторону или на худой конец сделать их своими союзниками в регионе. Тот факт, что курдский поезд давно ушел для РФ, ничуть не смущает политическую элиту Эрбиля, зарабатывающего себе очки на всех возможных для себя площадках. И правильно делают: дают - бери. С оружием, несмотря на все усилия Запада, у курдов до сих пор большая
нехватка, а дипломатические
представительства (даже если они полуофициальные) никогда лишними не бывают.
Несмотря на огромное количество врагов, Курдистану удалось главное - сделать своими союзниками в той или иной степени все основные международные институты и мировые державы. В дополнение к державам региональным. Делегации ЕС, ООН, Большой Семерки, НАТО, Израиля, арабских стран сменяют в Курдистане одна другую, курдские лидеры почетные гости международных конференций по безопасности и мирному процессу в Сирии (в последнем случае, правда, только "на полях", а не как равный участник переговоров) итд. И словами дело не ограничивается. Уже сегодня целые бригады Пешмерга вооружаются и проходят обучение при помощи тысяч западных военных. Военные базы западных стран появляются в Курдистане со скоростью грибов после дождя. Курдская нефть течет рекой на экспорт, а взамен -
сотни миллионов долларов в месяц, которые идут на укрепление Курдистана и прежде всего - его военной мощи в столь неспокойном регионе, где так много недовольных перспективой появления нового сильного игрока со своими целями и амбициями.
А амбиций хватает. Как и Израиль в конце 40-х годов прошлого столетия, курды успешно проводят политику тихой экспансии и "создания фактов на местах". Так называемые границы Курдистана сегодня не в состоянии обеспечить эффективную оборону нового государства да и просто не отвечают элементарным реалиями демографической карты региона. Поэтому курды не ждут подачек со стороны больших дядей, а совершенно справедливо берут свое - выстраивают границы по черте оседлости курдских населенных пунктов. Тема карт Курдистана уже
поднималась мною ранее, но она стоит того, чтобы к ней обратиться еще раз для иллюстрации геополитических процессов, проходящих прямо у нас на глазах, но, к сожалению, мало освещающихся в массмедиа.
История вопроса
Заявленные границы Сирийского Курдистана (одна из версий)
Ситуация на фронтах сегодня
Нетрудно заметить, что курды не только стремятся выровнять фронт по границам своего района компактного проживания в Сирии и Ираке, но и местами вышли на его рамки. Этот факт объясняется просто - курды стремятся установить границы по максимально удобной с военно-стратегической точки зрения линии - руслам рек, гор, а также заняв нефтеносные районы, которые в будущем обеспечат экономическую стабильность и процветание страны.
В этой связи любопытна карта линии Бар Лева "вала Баразани", который сегодня
строится в Иракском Курдистане. Пока только в Ираке. В текущий план вала уже внесены изменения и его северная часть прохидит намного южнее - по городу Шангал (самая западная точка курдского фронта в Ираке). Классическое воплощение в жизнь создания фактов на местности.
Справедливости ради, курды отнюдь не всегда белые и пушистые няшки и порой применяют методы далекие от общепринятых норм ведения войны. Так, например, приснопамятная Amnesty International обвинила курдов в попытке изгнания суннитского населения с контролируемых ими территорий (в случае с арабами Палестины, правда, был факт добровольного массового бегства под влиянием шейхов и мулл), а сам папа Римский вынужден был призвать курдов освободить христианские поселения от их отрядов. Несмотря на это, курды продолжают пожинать плоды заработанного кровью своих солдат статуса единственной в регионе реальной наземной силы в борьбе мирового сообщества с ИГ и другими террористическими организациями (как в свое время Израиль в борьбе против просоветских режимов арабских стран). Даже Турция вынуждена поддерживать близкие отношения в Иракским Курдистаном и оказывать ему военную помощь. Мало того, Ирак, стоящий на краю официального развала, в лице центральной власти в Багдаде вынужден сотрудничать с Эрбилем против общих врагов, справедливо осознавая, что без поддержки Пешмерга его собственная "армия" не в состоянии противостоять отрядам ИГ.
Пусть сегодня пока не всем в мировом сообществе по нраву идея распада Сирии, но надо помнить, что и Иракский Курдистан не сразу стал тем, кем является сегодня. Муссирование идеи "федерализации" Сирии в самой РФ, уже большой шаг вперед для местных курдов, фактически означающий признание свершившегося факта даже союзником Асада - немыслимое всего лишь 5 лет тому назад. Другое дело, что с точки зрения Москвы шаг этот явно запоздалый и является лишь попыткой пожертвовать малым, чтобы выиграть большее. Стоит отметить, что и тут дипломатия РФ пытается вернуть "убежавшее молоко".
Ведя боевые действия против ИГ, курды захватывают все большие и большие территории, часть из которых совершенно очевидно останется за ними, а часть, возможно, станет будущей темой торга о постоянных границах нового государства (снова параллель с арабо-израильским конфликтом). Это ясно всем, но в отсутствии альтернативы остальным игрокам остается лишь смириться с этим фактом. А пока, умело играя на противоречиях других, курды твердо идут к своей цели. Даже порой вступая в
разногласия со своими патронами.
Изучая путь курдов к своей независимости, нельзя коснутся еще одного аспекта, имеющего параллель с Израилем - тему геноцида и его влияние на мнение мировой общественности (опустим на минуту уникальность Шоа в сравнении с другими случаями геноцида). Резня езидов сегодня в Сирии, многолетние гонения на курдов в Турции и Ираке безусловно не могли оставить равнодушными мировое сообщество, особенно в эру глобального медиапространства. Но кто знает, как бы оно это сообщество отреагировало на ИГ и в частности на последние массовые убийство курдов, не стой перед глазами печальный опыт Холокоста. Современным исламо-нацистам не дали развернуться. Они просто не успели. И на руинах Кобани и Шангала встает новое государство. Так же, как 70 лет назад на пустыне и голых камнях, возродился Израиль.
Но курды стоят перед еще одной очень серьезной проблемой - раздробленность на 4 страны и подверженность разного рода идеологическим течениям создали огромную палитру течений в курдском обществе. Накануне объявления о независимости Израиль стоял перед подобной же проблемой и волей Бен Гуриона она была решена. Хватит ли воли Баразани - время покажет.