А вот и обещанный ранее рассказ о том, как во вторник мы c Галчонком сходили на премьеру балета "Двенадцатая ночь".
Поставлен он хореографом Ринатом Абушахмановым с балетной труппой Башкирского государственного театра оперы и балета. Я тут раньше писал, что балеты иногда меня удивляют. Многие в Уфе думают, что балет - это трагедия либо сказка вроде "Спящей красавицы" или "Лебединого озера". Слово "балет" совершенно не ассоциируется с чем-либо весёлым. Конечно, "Двенадцатая ночь" - исключение из творчества Шекспира, однако зрителя ждал большой сюрприз.
Поначалу я был несколько расстроен, не увидев в сегодняшнем составе ни одного знакомого имени, кроме Артура Новичкова. Всех остальных артистов мы видели впервые. Как выяснилось, это был второй состав, а "звёзды" были задействованы в первый день премьеры. Наверное, это усиливало ощущение другого, совершенно нового, балета. Другие стены, другие артисты. Лишь старый друг Герман Ким, сопровождавший нас в этом путешествии в фантастическую страну Иллирию, был неким символом родного уфимского балета, надёжным нашим проводником. Именно он собрал в одном балете музыкальные произведения Адана, Мендельсона, Бизе, Делиба и "склеил" всё это так гармонично, что зритель и не замечает переходов между ними.
Однако "в процессе" выяснилось, что нам повезло вдвойне - вместе с новым спектаклем мы познакомились и с новыми для нас именами башкирского балета.
Вот пишу эти строки, и хочется написать что-то критическое, как-либо оценивающее спектакль, чтобы угодить всем, а не только таким фанатам БГТОиБ, как я. Но... это, друзья, поистине феерично! Никогда ещё не видел, чтобы зал так единодушно смеялся на балете. Сцена, в которой герцог Орсино (Сергей Бикбулатов) комично подстреливает Виолу-Цезарио, сопровождается взрывом смеха, а далее - по нарастающей! Валерия Исаева в образе девушки, переодетой в юношу, подкупает зрителя своей непосредственностью, порой словно бы не понимая, что, собственно, происходит. А это забавное подшучивание троицы Марии (Римма Валеева), сэра Эндрю (Саръян Сулейманов) и сэра Тоби (Артур Новичков) над Мальволио (Андрей Брынцев, заслуживший всеобщее зрительское восхищение за невыразимо тонко переданный образ)!
"Двенадцатая ночь" соединила в себе не только музыку четырёх композиторов - в ней встречается как классический балет, так и комичная пантомима. Хореографу удалось передать движениями артистов диалоги пьесы, всё понятно без каких-либо слов. Артисты говорят с нами языком танца, языком жестов.
Художник в то же говорит с нами языком декораций. Вот Виола во впечатляющей сцене кораблекрушения разлучена с Себастьяном, а вот их разделяет людская толпа... Но они преодолеют всё!
Теперь о том, что добавило спектаклю ещё одну большую изюминку - музыкальное сопровождение не в записи, как на других спектаклях по причине отсутствия оркестровой ямы, а настоящий живой оркестр БГТОиБ. Для этого было снято несколько передних рядов в зрительном зале. Оркестр (внимание!) на расстоянии вытянутой руки, что позволяет не только смотреть спектакль, но и видеть игру музыкантов; словом, мы не просто на балете, но и на концерте классической музыки. Такая близость к зрителям отдалённо напоминает камерную сцену Молодёжного театра. Даже немного жаль, что такое не навсегда - когда закончится реконструкция здания БГТОиБ, оркестр вернётся в свою оркестровую яму. Как бы то ни было, живая музыка с её очищающим душу эффектом - это истинное наслаждение.
В такой дождливый день, как сегодня, когда пишется этот текст (в ЖЖ он будет отправлен позже), особенно приятно вспомнить залитую солнцем Иллирию и карнавал красок, которыми пестрит всё действие. Спектакль смотрится на одном дыхании - от начала до конца. Лично я ощущал себя просто как дома. Вот, здесь я живу! А если у вас плохое настроение, всё валится из рук - этот спектакль поможет вам, дав мощнейший заряд позитива. Приходите, и всё будет хорошо.
Итак, зрители единодушно стоя аплодируют артистам балета, оркестру, авторам спектакля. Аплодисментами провожаем и 76 балетный сезон. Да здравствует сезон 77!
Текст написан при моральной поддержке Галины Лукмановой