Мне, как поклоннику старого кино, очень хотелось поставить между двумя этими названиями слово "против", ведь обе картины, на первый взгляд,
сделаны на схожие темы. Здесь и жажда свободы, бесчеловечность и слепота власти, желание перемен вокруг и себе самом, та же Москва пятидесятых. Конечно, глазами разных поколений, но все таки та же Москва... Но по мере написания становилось ясно, что сравнивать их - дело не совсем благородное. Поэтому начну с телефильма М.Козакова и при необходимости буду вводить сравнения со "Стилягами".
Можно долго искать параллели между главным героем Хоботовым, (народом) и его бывшей женой (старым укладом власти), новым поколением и молодым Костиком, "переодевающимся искусством" и Велюровым, но главным в фильме, лично для меня, стало изящество и легкость с которой режиссер наполнил свою картину. Отсутствие пошлости, "желтизны", махания трусами не мешают нам в полной мере оценить любвеобильность героя Меньшикова, который "перелюбил" только за время действия картины женщин больше, чем актрис, снявшихся в "Стилягах". Власть, в лице Хоботовой, имеет вполне адекватную и здравую позицию со своей стороны, у нее своя правда, которую она отстаивает, и поэтому ей не только противишься, но еще и сочувствуешь. Советское общество дышит и живет полной жизнью, поются новые песни, женщины надевают воздушные платья, цитируются ранее запрещенные классики, строятся новые, отдельные квартиры. Начинается оттепель и новая жизнь. Поэзией и радостью, радостью сквозь слезы наполнен весь фильм.
В "Стилягах" мы видим иную, серую, полную безысходности,серости и скуки картину, в пику которой мне показывают стиляг, ярко одетых мажоров, с привкусом тупости и похоти молодых людей отстаивающих только и исключительно право слушать джаз, потребность одеваться в любую одежду и "свободную любовь", к слову заявившую о себе масштабно в тех же штатах только в шестидесятых. Весь конфликт переходит в русло проблематики переходного возраста, не более, поэтому его и не получается сравнивать с "Покровскими воротами". Вроде бы те же приемы, но масштаб совершенно другой.
Не стану отрицать, что фильм наполнен на редкость качественной музыкой, хорошо поставленным сценами, танцами, интересными находками и решениями, вроде сцены в общежитии... Но все таки, без главного героя, который, к слову, кроме чувства неловкости не вызывает больше никаких эмоций не вызывает, и четкой главной, серьезной линии, все скатывается к проблемам различных меньшинств, которые, собственно, и показывают в финале. И если бы этот фильм изначально и позиционировался как картина о поисках молодости, пустых, но приятных увлечениях, о взрослении человека, то говорить было бы не о чем. Но вклинивать еще и террор власти, обезличивать верное поколение советских людей..
Зачем? Судить только Вам.