Король Испании Хуан Карлос I отрёкся от престола. Одни говорят - здоровье, другие - скандалы...Не знаю. Хочу только рассказать маленькую историю про моего дальнего родственника и Хуана Карлоса. У меня полно дальних родственников - дед по отцу был шестым ребёнком в большой сибирской семье, кузенов и кузин мои двоюродные дедушки понаделали мне немало. Я-то их мало кого знал (человек двадцать, не больше), а отец с ними почти со всеми поддерживал, чисто по-сибирски, довольно тесные отношения. Москвичу с большой квартирой легко поддерживать семейные отношения с провинциальной роднёй...Он и рассказал мне эту историю про Хуана Карлоса и моего троюродного брата Витю.
Витя этот, как и мой отец, в восьмидесятые годы жил в Москве. В своё время он закончил ВИИЯ (Военный институт иностранных языков), и был прекрасным синхронным переводчиком с испанского. Во времена застоя народ посмышлёней предпочитал изучать испанский - во франко- и англоговорящие страны (если это не Африка) не попадёшь, всё закреплено за детьми больших шишек, а вот испанский давал реальную перспективу попасть в почти цивильную Латинскую Америку. Куба, опять же...В общем, стал Витя синхронистом с испанского, с хорошей репутацией, и в силу этого в 1984 году был приглашён работать переводчиком к Хуану Карлосу во время его визита в СССР. Это было время Константина Устиновича Черненко, который старческой походкой сенильного доходяги вёл страну к коммунизму. А Хуану Карлосу тогда было 45 лет, он любил коньяк и сигары, он только что вышел из тени диктатора Франко и желал, после почти безвылазного сидения в Эскуриале, наслаждаться жизнью и общением. Немудрено, что окружённый шаркающими старцами Политбюро и Совмина, он обратил свой взгляд на тридцатилетнего симпатягу Витю. "Как зовут ?"- спросил он Виктора при первой встрече, что, вообще-то, было не по протоколу, который подразумевает анонимность переводчика, и получив ответ "Виктор" представился в ответ: "Хуан Карлос".
"Я в курсе."- застенчиво ответил Витя, в ответ на что Хуан Карлос улыбнулся и хлопнул его по плечу. И с той поры стал отдавать Вите обидное предпочтение перед пришепётывающим Константином Устинычем и другими престарелыми правителями СССР. На протокол он при этом открыто плевал, мог во время разговора с Черненко спросить "Виктор, а ты как думаешь ?" и на 5 минут переключиться на беседу с Виктором, пока Константин Устинович, с трудом хлопая глазами, пытался сообразить, в действительности ли происходит такое вопиющее нарушение субординации, или это он уже дремлет. Или во время протокольного обеда Хуан Карлос мог предложить атеисту Черненко 5 минут посидеть в тишине, подумать о Боге, пока переводчик поест...
К Вите пару раз подходили компетентные товарищи с шипящим вопросом "Что вы себе позволяете ?!", и каждый раз не могли ответить на встречный Витин вопрос: "А что я себе позволяю ?"
На отлёте Хуан Карлос подарил Вите визитную карточку, где было написано "Хуан Карлос I" и номер телефона, а поднимаясь по трапу самолёта, остановился и, обернувшись к провожающему его Политбюро, крикнул "Виктор, будешь в Мадриде - обязательно позвони !"
Константин Устинович карточку от короля не получил, поэтому крепко, но ненадолго (через полгода страна проводила его в последний путь) обиделся, и карьера Вити как правительственного переводчика на этом кончилась. Собственно, и моя история на этом кончается. Добавлю только, что услышал я эту историю от отца в конце 80-ых, и с той поры Хуан Карлос попал у меня в шорт-лист любимцев...
И вот теперь он отрёкся от престола. Здоровье ? Скандалы ? По-моему, ему это царствование просто прискучило, а он привык делать то, что ему нравится.
Потому что он Король.
Настоящий.