Гэта.

Mar 21, 2013 08:10

Гэта - это японская деревянная обувь. Представьте себе пляжные "вьетнамки", облитые жидким азотом, отчего они стали твёрдыми, как камень,прибейте снизу к подошвам две поперечные деревянные планки - и гэта готовы. А не можете себе этого представить - не беда, там дальше будут фото меня в гэта, так что не страшно. Тем более, что этот мемуар не столько про гэта, сколько про душный мир бесчеловечных репрессий кровавой гэбни в период застоя. Самому жутко вспоминать, но надо же кому-то донести эту страшную правду до нынешних поколений !

В те далёкие годы, когда я учил японский на востфаке ДВГУ во Владивостоке, Родина имела обыкновение каждое лето посылать меня на практику в "Интурист", где я проверял полученные знания на ни в чём не повинных японцах. Так уж сложилось - студенты биофака, например, проходили практику на биостанции Кангауз, где тренировались на мышах, а восточники - тренировались на японцах в "Интуристе". Специфика.
Я работал в родном Хабаровске на сопровождении. Что такое сопровождение ? Это когда в среду прилетает самолёт из Ниигаты, ты берёшь прилетевшую группу и уматываешь с ней на неделю или две по Союзу - Средняя Азия или Сибирь, Прибалтика или Москва-Питер, Крым или Кавказ - как повезёт. Через неделю (или две) ты возвращаешься в Хабаровск, в среду опять прилетает самолёт из Ниигаты, привозит тебе новую группу и увозит старую. И так всё лето. Контраст между учёбой и практикой был велик. После вонючей комнаты в общаге, где на 12 квадратах жили 6 человек (койки в 3 яруса и прочая романтика), после 15-копеечных сиротских обедов в студенческой столовой (стакан бульона, двойной гарнир без мяса, зато политый бесплатной подливкой, 3 куска хлеба, чай) - летом мы жили в лучших отелях Союза, лениво вкушали осетров на вертеле в малодоступных обычной публике ресторанах, курили не "Шипку", а забытый ныне золотистый "Pinnacle Super King Size" - и за всё это нам ещё и платили зарплату ! Именно в эти годы я на халяву объездил всю страну и вместе с японотуристами увидел всё лучшее, что в ней тогда было -от Братской ГЭС до ресторана "Греми" на Шота Руставели в Тбилиси. Но самое главное во время этих поездок - ощущение необычайной свободы: на маршруте ты был сам себе хозяин, директоры "Интуристов" в городах, куда ты приезжал, были обязаны выполнять твои требования под угрозой жалобы московскому референту тура, в кармане у тебя лежало для платежей пяток чековых книжек совокупной финансовой мощью 250 тыс.рублей (2 тысячи средних тогдашних зарплат) - в общем, кум королю, да и все дела ! Все мы, однако, помним, что сыграл сладкий воздух свободы с профессором Плейшнером. Скажем прямо - сыграл он с ним не "Лунную Сонату" в четыре руки !


Никогда не мог понять, почему Юлиан Семёнов назвал профессора непроизносимым для немцев именем Плейшнер - любой немец, если это не Максим Исаев, неизбежно произнесёт это имя как ПлЯйшнер. Но не будем отвлекаться !


Началось всё с того, что мне предстояла поездка с группой в Среднюю Азию, и тут у меня бесповоротно порвались сандалии. Попытка купить новые с налёту, без договорённостей со знакомыми продавцами, увенчалась фиаско - доступные в магазинах сандалики больше напоминали тренажёры для восстановления подвижности стопы после инсульта и беспощадно разрушали культивируемый мной среди японотуристов имидж представителя прогрессивной советской молодёжи. Лететь в ботинках в сорокоградусную жару ? Так снятие этих ботинок вечером в номере может привести к срочной эвакуации отеля.... В общем, я вспомнил о подаренных мне японцами сувенирных гэта и улетел в них на маршрут, сопровождаемый пожеланием мамы мыть ноги чаще.
Я любил поездки в Среднюю Азию. В Ташкенте мы всегда жили в роскошной, колониального стиля гостинице "Ташкент", по фасаду которой в ночи сияло неоном "ТОШКЕНТ МЕХМОНХАНАСИ ХУШ КЕЛИБСИЗ !", а за неоном, на крыше была лучшая в моей жизни шашлычная, где шашлык стоил неподъёмные по среднеазиатским меркам 25 копеек...А Самарканд ?! Регистан, Шахи-Зинда, медресе Улугбека ? Мало вам ?!! А Мавзолей Тамерлана ?! Вот то-то !
В среднеазиатских республиках тогда (как, впрочем, и сейчас) была эпоха развитого феодализма, и я всегда чувствовал себя там богатым иностранцем, уже через неделю пребывания удивлённо поднимая брови при обращении "товарищ", поскольку обстановке куда больше соответствовало "сагиб", ну, или, на крайняк, "мбвана"... Но именно эта средневековость в сочетании с гэта меня и сгубила.
Дело в том, что народ там был развлечениями не избалован и к иностранным изыскам непривычен. Если в столичном Ташкенте мне ещё как-то удавалось сливаться с окружающей средой, то в провинциальных Бухаре, Хиве и Ургенче моё появление вызывало нездоровый ажиотаж и народные волнения. Выглядел я не то, чтобы очень вызывающе:


Нет, зачем вам смотреть на шляпу японобабушки, лучше вот это фото, с японской красотулей:


но вся беда была в том, что мои гэта, в силу сувенирности, были снабжены прибитыми снизу японскими колокольчиками, отчего было во мне что-то от лихой, залётной тройки... Вы, конечно, видели, как служитель парка Сентоза в Сингапуре кормит золотых рыбок. Он звонит в колокольчик, и стаи рыбок мчатся к нему со всего пруда. А у меня на гэта было ДВА колокольчика ! А утром, выходя из гостиницы, я всегда напарывался на толпу - видевшие меня накануне приводили недоверчивых друзей и знакомых, чтобы предъявить меня в доказательство своей правдивости. Короче, я в течение 2 недель познавал, что такое "дешёвая популярность". Ну что сказать ? Сложное чувство, смешанное какое-то...
В итоге, вернувшись в Хабаровск, я решил эксперименты с гэта прекратить,тем более, что мама за время поездки прикупила мне приличные сандалики. А по окончании первого дня в офисе был я вызван в кабинет зам.управляющего "Интуриста". "Станислав, зайди !"...Поскольку Хабаровский "Интурист" считался узловым, зам.управляющего был не майором, как обычно, а подполковником КГБ.
Я зашёл и был приглашён присесть, после чего Владислав Палыч (так звали зам.управляющего) сообщил мне, что на меня поступило три сигнала от бухарских, хивинских и ургенчских "товарищей" о том, что своим поведением я позорил высокое звание советского переводчика. Деталей в сигналах не было. "Пьянка или блядство ?" - колко глянув мне в зрачки, поинтересовался Владислав Палыч. "Гэта",- ответил я и добавил, что от гэта, конечно, много шума, они стучат и позванивают, но, наверно, никаких чекистов, кроме узбекских, не возмутит, что кто-то стучит...Владислав Палыч каламбур оценил, но, построжев лицом, сказал, что отправит "узбекским товарищам" ответ, поблагодарит за сигнал, сообщит, что со мной проведена воспитательная работа, я осознал и учту. Этим всё и кончится. НО ! Про гэта в "Интуристе" придётся забыть. И, услышав моё унылое "понятно", неожиданно спросил: "Ты армянский коньяк пьёшь ?" "Я любой пью"- опешив, ответил я. "Ну, давай по 50 грамм. Помянем твои гэта !"- всё с тем же непроницаемым выражением лица предложил он, доставая из секретного сейфа бутылку экспортного "Арарата". Из "Берёзки" - машинально отметил я...
Вот в какой тяжкой атмосфере подавления любых зачатков инакомыслия приходилось жить в эпоху застоя. Сейчас такое даже представить трудно !!!
Сейчас за гэта с колокольчиками в мечети Регистана в Самарканде просто убьют.

Человек-мемуар

Previous post Next post
Up