КАЗАХСТАН в Берлине

Aug 24, 2016 22:54

Вчера на фестивале YOUNG EURO CLASSIC был концерт Симфонического оркестра Национального университета искусств Казахстана. Я долго не могла найти желающих пойти со мной на этот концерт, и даже написала гневный пост, обвинив (словами Пушкина) моих русских соотечественников в том, что они ленивы и нелюбопытны. И сразу же откликнулось аж двое желающих!
Мне было обидно и немного неловко перед нашими гостями из Казахстана, я боялась, что на концерте будет мало людей. Ничего подобного!!! Весь огромный зал Konzerthaus был полон, балконы и ложи - под завязку. А уж когда на эстраду вышли прекрасные, как дрезденские статуэтки молодые женщины и высокие, стройные парни со скрипками и другими инструментами, я прямо-таки возгордилась за наших бывших земляков. Какие лица! Какая осанка! От них невозможно оторвать глаз.
У каждого фестивального вечера есть свой «крёстный», или «крёстная» от принимающей стороны. Казахов представляла Мария Оссовская, корреспондентка по культуре первого немецкого телеканала ARD. Чувствовалось, что и она немного офигела от аристократического облика гостей из далёкой центрально-азиатской страны, занимающей 9-ое место по размеру территории в мировом рейтинге. Она рассказала, что древнейшим казахским музыкальным инструментам аж ТРИ ТЫСЯЧИ лет! Для сравнения: "Славянские племена впервые появляются в византийских письменных источниках середины VI века под именем склавинов и антов“ (Википедия).
В программе концерта были два национальных произведения, одно премьерное, второе - первое исполнение в Германии. Автор первого - женщина-композитор Актоты Раймкулова, второго - 14-летний мальчик, он ещё не решил, будет композитором или математиком. Средний возраст музыкантов - 22 года.
Во 2-ом отделении музыканты сыграли пьесы, специально написанные для старинных музыкальных инструментов 3-тысячелетней давности и современного симфонического оркестра. Трое исполнителей вышли на авансцену в национальной одежде. От девушки в белом трёхъярусном платье и в шапке-конусе невозможно отвести глаза. Невзирая на строгий запрет, я - прости меня боже - вовсю фотографировала оркестр и солистов.
Два произведения европейской классики - скрипичный концерт Арама Хачатуряна и 2-ую симфонию Франца Шуберта - оркестр исполнил превосходно. Играли слаженно, временами казалось: многорукий великан обслуживает синхронно все инструменты из единого мозгового центра. В составе оркестра максимально возможное количество музыкантов, он звучал мощно, красиво, элегантно. Скорее всего, обе эти вещи из их основного репертуара.
Немецкая публика оценила концерт по достоинству. Как они аплодировали! Сколько раз вызывали дирижёра Айдара Торыбаева и солистку-скрипачку Айман Мусакаеву!
Концерт ответил мне на многие вопросы.
Выход из состава России сказался на культуре Казахстана положительно. Это самостоятельная страна, она ценит своё культурное достояние и не жалеет средств для поддержки молодых талантов, которые заняты в области не «патриотического», а общечеловеческого искусства.
Для меня Казахстан ассоциируется с несколькими темами:
1. это место ссылки для узников ГУЛАГА после освобождения из тюрем,
2. это место эвакуации деятелей культуры из блокадного Ленинграда и других русских городов,
3. это целинные земли и новые формы внеэкономического принуждения для переселения на Восток в постсталинскую эпоху, и - last but not least -
4. это то волшебное место, откуда на московские рынки привозили большие жёлтые дыни-торпеды, абсолютно мне недоступные по цене в студенческие годы.
Из личного общения - красавица Саулия, по которой сходили с ума многие парни на нашем курсе, а она на все заигрывания гордо отвечала: «Саулия по-казахски означает Солнце, а Солнце всегда одиноко...». И ещё один очень красивый человек, наполовину казах, с точёным лицом и бровями вразлёт до висков, имя которого я тут упоминать не стану...

КУЛЬТУРА, МУЗЫКА, ИСТОРИЯ, Берлин, ИСКУССТВО

Previous post Next post
Up