Click to view
Концерт Elena Kuschnerova в Берлине, в Piano Salon Christophori в четверг, 4 февраля. В первом отделении - "Времена года" Чайковского. Для той публики, которая уже знает Елену, её виртуозная техника не новость. Как и формат концерта, который включает обращённую к залу речь: комментарии к исполняемым произведениям, краткую информацию об истории их создания и о личном отношении к ним исполнительницы. "Времена года" в исполнении Елены - это вызов привычности, обычности, "затёртости" этих маленьких пьес, которые все знают наизусть, мурлыкают себе под нос или бренчат на пианино двумя пальцами. У Елены каждый такт, каждый мелодический пассаж - это сюрприз. Эмоциональное наполнение, фразировка, акценты, паузы, ритм - всё необычно, всё не попадает в твою собственную внутреннюю мелодию, которая всегда предвосхищает и немного опережает то, что прозвучит вот сейчас из-под рук исполнителя. Дома я захотела переслушать ВГ на Ю Тьюбе, но потом раздумала, потому что сверху давило другое впечатление - от исполнения двух баллад современного композитора Михаила Коллонтая, которые написаны специально для Елены Кушнеровой.
На прошлогоднем концерте открытием для меня, да и для всей публики, стал композитор Александр Локшин. Человек, чья жизнь достойна пера Шекспира. После концерта был только один вопрос: Как можно было этого не знать? Ни разу не услышать? Какое счастье, что это всё-таки произошло! Об этом я здесь написала тогда пост.
На этот раз сенсацией стало исполнение двух баллад ныне живущего композитора Михаила Коллонтая. Местами эти два произведения похожи на акробатику: темп не оставляет слушателю возможности проследить за мелодическими ходами, телесный ангажемент исполнителя тотален, играть приходится не только пальцами, но и ладонями, и локтями. Казалось, что в Елену вселилась машина, которая набирает и набирает темп, и музыку уже нельзя закончить, можно только прервать, остановить, но Елена не сделает это сама, надо прыгнуть на подиум и лечь на клавиатуру - иначе мы все тут погибнем...
В заключение, чтобы "излечить" и "расколдовать" остекленевших от напора слушателей, Елена сыграла "Посвящение" Шумана.
Её вызывали бессчётное количество раз. Мне казалось, что она еле-еле держится на ногах. Но она выходила, играла Zugabe, элегантно кланялась залу, с улыбкой брала букет - а публика всё никак её не отпускала.
Теперь я мечтаю о том, чтобы в следующий раз вся программа концерта была составлена из произведений современных российских композиторов. У меня есть подозрение, что Михаил Коллонтай был не последним композитором, написавшим специально для Елены музыкальный текст.