Марсель Карне. Дети Райка (1945)

Jul 19, 2015 23:19

image Click to view


Карне снимал свой знаменитый шедевр в студийных павильонах фирмы Патэ во время войны, еще при немцах. Автор сценария - известный французский поэт ХХ-го века Жак Превер. В главных женских ролях две знаменитости: Арлетти (Гаранс) и Мария Казарес (Натали). Актер Жан-Луи Барро виртуозно воплощает образ мима Батиста. Пьер Ренуар (сын художника Огюста Ренуара и брат режиссера Жана Ренуара) играет характерную роль Жерико. Осевая ситуация, на которую нанизан сюжет - четыре мужчины: два актёра, один вор-убийца и один аристократ - влюблены в одну женщину. Место действия - театр «Фонамбюль», реально существовавший в Париже в начале 19-го века. По крайней мере трое из четверых мужчин - исторические фигуры. Во французской истории были и великий мим Батист, и знаменитый актёр Фредерик Леметр, и не менее знаменитый поэт и убийца Пьер Лансенер. Ими, как и аристократом Эдуардом де Монтрером, руководят любовные страсти, ревность, жажда славы и жажда мести. Героиня Гаранс по ходу сюжета переходит из одних рук в другие. Сначала она подруга вора-убийцы, потом она вместе с актёром Фридериком. Но в силу обстоятельств ей приходится уйти к графу де Монтрер, хотя её сердце отдано миму Батисту. В финале мстительный Пьер Лансенер убивает графа, а Гаранс растворяется в парижской толпе. Батисту так и не удаётся прорваться к возлюбленной сквозь неистовые карнавальные толпы.

Зритель, безусловно, следит за всеми перипетиями любовного сюжета, но главный герой фильма - национальный дух французского народа и культура Франции. От начала до конца «Дети райка» представляет собой омаж французскому театру и его публике. Тот тип театра, в котором разворачивается действие фильма, это народный театр, выросший из ярмарочного балагана и из вертепного кукольного действа. Театры, появившиеся на парижских бульварах в конце 18-го/ нач. 19-го века, часто были созданы теми же директорами, которые ранее владели ярмарочными театрами. Действие фильма Карне происходит на фоне массовки, которая изображает народ Франции. Карнавальная толпа заполняет экран и в начале, и в конце фильма. Из неё «выныривают» главные герои - Фридерик, Батист, Гаранс, и в ней же они растворяются в заключительной сцене. Но сказать, что Карне идеализирует французскую народную стихию, было бы неверно. Наоборот, толпа разрывает связь между людьми, она не оставляет человеку возможности существовать в индивидуальном модусе, коллективное тело перемалывает и поглощает личность.

Каков же главный мессидж этого культового фильма, появившегося на экранах в 1945 году? Этот год - «час нуль» в истории Европы. Фильм не случайно называется «Дети райка», а не «Гаранс» или «Батист». Главные герои - актёры и театральная среда, но в название вынесены не они, а зрители. Фильм демонстрирует силу и творческий потенциал французской нации. Но он показывает и те опасности, которые несёт в себе коллективное тело: оно уничтожает индивидуальность, творчество и любовь. Это французский режиссёр мог увидеть у немецких нацистов, сделавших культ национального тела своей официальной идеологией. Мелодраматический нарратив кажется настолько схематичным и банальным, что его можно воспринимать как сатиру на клише, сложившиеся в кино за полвека его существования. Правда, портреты уличных масс ещё более гротескны, чем любовные страсти героев. Единственное место, где коллективное народное тело состоит из индивидов - это театральный зал. Народ в театре показан совсем иначе, чем уличная толпа. В театре он потребляет культуру, на улице освобождается от своей агрессии.

Фильм «Дети Райка» продолжается 3 часа и 9 минут. Я его посмотрела в берлинском к/т Арсенал второй раз, после более чем 40-летнего перерыва. Первый раз был в Москве, в к/т Иллюзион. Выходит, в общей сложности я отдала этому фильму 6 часов 18 минут на просмотр и ещё 4 часа на дорогу: два раза час туда и час обратно, в Москве и в Берлине. Summa summarum, это 11 с половиной часов моей жизни, ибо фильм состоит из двух частей и идёт с получасовым перерывом. Третьего раза, скорее всего, уже не будет. Но стоило ли то, что получаешь от фильма, целого дня жизни? Я не знаю.

КУЛЬТУРА, ИСТОРИЯ, КИНО, ТЕАТР

Previous post Next post
Up