Френкель - распространенная еврейская фамилия, принадлежащая многим очень известным людям. Были среди них и автор популярнейших песен "Журавли", "Русское поле", и знаменитый физик-теоретик, и самобытный поэт-лирик, и депутат первой Государственной думы Российской империи, и академик архитектуры, и крупный ученый в области медицины, и строитель, чьими трудами послевоенный Киев превратился в один из красивейших городов Европы. Сын последнего в юности был моим закадычным другом, имел внешность Джо Дассена, прекрасно играл в баскетбол и пользовался неизменным успехом у студенток политехнического института. Естественно, времени на учебу оставалось мало, и он со скрипом переползал с курса на курс. Тем не менее работником, как это часто бывает, он оказался хорошим и сделал блестящую карьеру.
Однажды, сидя за праздничным столом в своем родном коллективе, я рассказал, как этот бывший студент-вертопрах в начале перестройки стал владельцем и руководителем солидной научно-технической фирмы, обслуживающей нефтяные и газовые разработки Сургута и Самотлора. Присутствующий при этом бывший полковник КГБ по окончании моего рассказа задал мне вопрос, а знаю ли я историю другого Френкеля, бывшего одесского жулика, который стал генералом НКВД. Тогда я о нем ничего не знал и, более того, не поверил услышанному. А зря. Такой человек действительно существовал. В его необычной судьбе, как в зеркале, отразились все потрясения и изломы нашей бурной эпохи, а на основе произошедших с ним событий можно было бы написать не один захватывающий авантюрный роман.
Итак, Натан Аронович Френкель. Родился в 1883 году в Стамбуле, в семье преуспевающего торговца. Так же, как и отец, пошел по торговой части. Еще до первой мировой войны переехал в Мариуполь, где открыл торговлю лесом и начал заниматься морскими грузоперевозками. Основанная им фирма процветает. Он приобретает несколько современных судов, выпускает популярную на юге России газету, получает от своих коллег пышный титул "Лесной король Черного моря". Успехам фирмы способствовало то, что в отличие от многих торгующих по старинке купцов местного разлива, Френкель представлял собой тип современного европейского дельца, безжалостного к конкурентам, чуждого сантиментам и щепетильности. Свои обязательства перед заказчиками он выполняет, в отличие от многих, исключительно пунктуально. Своих сотрудников заставляет трудиться до "седьмого" пота, но при этом платит им в 1,5-2 раза больше, чем другие. Начавшаяся в 1914 году мировая война, благодаря нескольким удачным сделкам по продаже оружия, увеличивает его благосостояние в несколько раз. В отличие от Манташевых, Рябушинских и многих других российских предпринимателей он своевременно почуял, что страну ждут небывалые потрясения, и перевел все свои капиталы в Турцию, куда затем перебрался и сам.
И здесь с ним происходит удивительная метаморфоза - преуспевающий буржуа становится вдруг первым резидентом советской внешней разведки в Турции. Как и почему это произошло, наверное, никто никогда не узнает. Некоторые журналисты предполагают, что чекистам удалось на чем-то его "зацепить". Автору эта гипотеза кажется сомнительной. Скорее, как человек маленького роста, невыразительной внешности и обделенный женской лаской, Френкель страдал "комплексом Бонапарта" и мечтал прославиться не только на торговом поприще. Отдадим должное нашему герою. Он умело совмещает, казалось бы, несовместимое - успешную деятельность бойца невидимого фронта и роскошное бытие миллионера. Но это продолжалось недолго. Согласно приказу "железного Феликса" Френкель без колебаний и сомнений возвращается на родину.
В разгаре НЭП. Необходимо тонко, со знанием дела, не в пример грубо действующим костоломам-чекистам "пощупать" карманы вновь появившихся нуворишей. В Одессе Натан Аронович организует биржу для скупки золота у состоятельных граждан. Клиенты безоговорочно доверяли имени хорошо зарекомендовавшего себя в довоенное время удачливого предпринимателя, и презренный металл бурным потоком понесся в его закрома. Большая часть золота отправлялась в Москву для укрепления диктатуры пролетариата, часть оставалась в распоряжении местной ЧК, что-то перепадало ее сотрудникам и, видимо, самому владельцу биржи. Все были довольны. Но, как всегда, нашлись завистники. Именно они и настрочили донос в центр, в котором обвинили Френкеля и его окружение в хищении социалистической собственности.
Сигнал был настолько серьезным, что для разборки на месте прибыл один из столпов тогдашнего ОГПУ, член коллегии и, по совместительству, начальник его секретно-политического отдела ОГПУ Терентий Дерибас. Отдельные авторы преподносят читателям легенду о том, что по прибытии в Одессу он встретился для беседы с местными раввинами, которые скомпрометировали Френкеля, обвинив его в неблаговидных, с их точки зрения, поступках по отношению к соплеменникам. А проникшись "пролетарским гневом" за обиженный еврейский народ, Дерибас завершил операцию арестом и доставкой на Лубянку не только Френкеля, но и всей коллегии одесского ГПУ. Все это, конечно, чепуха. Просто сигнал подтвердился, и всем доставленным в Москву был вынесен смертный приговор, который тут же был приведен в исполнение.
Всем, кроме самого Френкеля. Почему это произошло - очередная тайна. Кто-то считает, что он откупился, некоторые говорят, что он кого-то крепко "заложил". Автор же полагает, что руководство ОГПУ, разобравшись в деле, решило, что такие люди могут оказаться весьма полезными при построении социализма в отдельно взятой стране, и сохранило ему жизнь. Тем не менее, свою "десятку" он получил и загремел на Соловки. Было это в 1927 году. Через год Френкеля переводят в Кемь. И здесь он впервые подтвердил дальновидность гепеушного руководства. Обнаружив в местном монастыре огромные запасы высококачественной кожи, Френкель пускает ее в дело. Отобранные им из заключенных высококвалифицированные сапожники начинают тачать модную обувь. Для ее приобретения алчущие граждане занимают с вечера очередь в спецмагазине на Кузнецком мосту. Выручка, естественно, шла чекистам. Так отставной резидент, раскулаченный миллионер и нынешний зек стал вновь нужным человеком.
Но это только начало. Френкель постоянно представляет лагерному начальству проекты более рационального использования дармовой рабочей силы заключенных, систему стимулирования их неоплачиваемого труда, расширения тюремного производства. В 1929 году Френкеля на самолете срочно доставляют в Москву, отмывают, одевают, удаляют тюремные запахи, пломбируют зубы, кормят деликатесами. На следующий день его принимает Сталин. Беседа с ним продолжается три часа. Ее содержание также остается тайной. Некоторые исследователи, в том числе Солженицын, считают, что речь шла о совершенствовании организации лагерных работ.
Натан Френкель (крайний справа) с группой своих соратников на строительстве Беломорканала
Из кабинета "вождя всех времен и народов" Френкель вышел совсем другим человеком. Он еще числится заключенным, но уже назначен начальником работ по созданию Беломорканала. Когда строительство канала началось, Френкель обретает долгожданную свободу. На его плечи ложится груз огромной ответственности. Ведь должность начальника работ совмещает функции главного инженера и начальника производства. По указанию Сталина канал длиною 227 км должен быть построен за 20 месяцев. За этот период предстояло перелопатить 21 млн. кубометров земли, возвести 19 шлюзов, 15 плотин, 49 дамб. И все это должно быть сделано руками заключенных, при нехватке современных строительных машин и механизмов. Задача грандиозная даже по нынешним временам. Для сравнения скажем, что 160-километровый Суэцкий канал строился 10 лет, а 80-километровый Панамский - почти 30 лет.
К удивлению всех и, наверное, самого вождя Френкель справился с поставленной перед ним задачей и сдал канал в эксплуатацию в точно назначенный срок. Одной из первых пропагандистскую поездку по каналу совершила делегация наиболее известных советских писателей во главе с М.Горьким. 36 членов делегации стали коллективным автором изданной в 1936 году, ставшей библиографической редкостью, книги "Беломорско-Балтийский канал им. Сталина". На одной из страниц книги описание Френкеля, очень верно схваченное авторами. Процитируем его дословно: "С тростью в руке он появлялся на трассе то там, то тут, молча подходил к работающим и останавливался, опершись о трость, заложив ногу за ногу, и так стоял часами... Глаза следователя и прокурора, губы скептика и старика... Человек большого властолюбия и гордости. Он считает, что главное для начальника - это власть, абсолютная, незыблемая и безраздельная. Если для власти надо, чтобы тебя боялись, пусть боятся... Казалось, ни одно человеческое чувство ему не доступно".
За строительство Беломорканала Френкель был награжден орденом Ленина и назначен начальником строительства Байкало-Амурской магистрали. Именно там он и становится генералом НКВД и единственным в мире человеком, прошедшим за неполных четыре года путь от простого заключенного до одного из высшех руководителей крупнейшей на земном шаре карательной системы.
Он живет только очередной руководимой им стройкой, пренебрегая удобствами быта. Его никогда нет дома. Он месяцами не покидает свой спецвагон, непрерывно курсируя от одного объекта к другому. Очевидцы свидетельствуют, что Френкель никогда ни на кого не повышал голоса и не смотрел собеседнику в лицо. Если же иногда он бросал на кого-либо свой взгляд, то у того от страха заходилось сердце. Это был человек феноменальных способностей. Главных инженеров он у себя не держал и сам исполнял их функции. Не имея никакого систематического образования, он в уме мгновенно перемножал четырехзначные числа, извлекал квадратные и кубические корни, определял нужные площади сечений для несущих нагрузку конструкций и никогда не ошибался.
Казалось, власти нашли нужного им зодчего нового типа, а он нашел самого себя в своей новой ипостаси. Но настал 1937 год, и Натан Аронович снова в камере на знакомой ему Лубянке. Из него начинают выбивать показания в том, что он является одновременно турецким, японским и французским шпионом. Следователи работают с большим "творческим" вдохновением. В результате он лишается всех зубов и получает "букет" болезней, с которыми будет вынужден бороться всю свою довольно долгую жизнь.
Но, видимо, он все же родился под счастливой звездой. Издевательства и избиения вдруг прекращаются, и заново отмытый, приодетый и подлеченный Френкель вновь предстает перед хозяином главного кремлевского кабинета. Начавшаяся война с Финляндией привела к огромным потерям в живой силе и технике. Их компенсировать было невозможно из-за отсутствия путей подвоза. И здесь Сталин вдруг вспомнил о настырном и умелом строителе. Ничуть не обременяя себя размышлениями о возможности выполнения поставленной задачи, Сталин поручает Френкелю в течение 3-х месяцев, при полном отсутствии автотрасс, складов, проектов и всего прочего построить три железные дороги. Задача в обычных условиях практически невыполнимая. Понимая это, Френкель идет ва-банк и ставит вождю два условия. Первое - организовать в системе НКПС под его руководством Главное управление лагерного железнодорожного строительства (ГУЛЖДС), второе - предоставить в его безотчетное распоряжение все необходимые ему материальные ресурсы страны. Сталин эти условия безоговорочно принял. И впервые в истории страны появилась организация, которая по словам Солженицына, "...испарилась из системы социализма с его донимающим учетом". Френкель не отчитывается ни в чем. Он одевает своих заключенных в меховые тулупы и валенки, кормит их до отвала доброкачественной пищей, за перевыполнение плана выдает курево и спиртное.
Но построить дороги не удалось. Был заключен мир, и необходимость в них отпала. Хотя сомнения в том, что в случае нужды приказ был бы выполнен, ни у кого не было и не могло быть. Созданное Френкелем в чрезвычайных условиях детище стало бурно расти и развиваться. На него со всех концов страны посыпались многочисленные заказы, которые, как всегда, успешно выполнялись вплоть до середины 80-х годов. Более того, заложенная Френкелем организационная структура была использована при формировании послевоенного ГлавБАМстроя, а рабочие чертежи и изыскательские документы, подготовленные зеками его ведомства и поныне используются при прокладке новых путей сообщения в отдаленных районах страны.
Во время войны ведомство Френкеля использовалось в самых горячих точках и никогда никого не подводило. Например, во время Сталинградской битвы необходимо было срочно построить рокадную дорогу вдоль линии фронта. Френкель снимает рельсы с уже построенного участка БАМ и за 10 дней монтирует железнодорожный путь длиною 80 км.
Победа над Германией приносит ему звание генерал-лейтенанта. Он становится Героем Социалистического Труда и награждается пятью орденами Ленина. Последние годы жизни проводит в уважении и почете, работая заместителем министра путей сообщения по капитальному строительству...
Так сложилась судьба человека, чьи незаурядные способности служили инструментом в руках тирана и диктатора.