«Конгресс» (2013)

Nov 21, 2014 02:17

Нельзя замыкаться в своём поколении. Это ведет к утрате связи с реальностью. От своих ровесников я никогда не узнала бы о том, что есть фильмы типа Interstellar, о котором я тут уже писала, и The Congress, который посмотрела сегодня на большом домашнем экране, через бимер.
The Congress прошлогодний фильм. В нем анимационные эпизоды переплетены с обычной киносъёмкой. Израильский режиссер Ари Фольман стал знаменит благодаря своему фильму «Вальс с Баширом»(2008), номинированным на Оскара, который он целиком сделал в жанре анимации.
И проблема, и сюжет фильма далеко не новаторские, скорее наоборот, они классические в НФ: соотношение реальности и виртуальности, «прелестные картинки» как орудие порабощение сознания. На этих проблемах строится сюжет «Матрицы», а ещё раньше они прозвучали в романе Станислава Лема «Футурологический конгресс» (1971).

Фильм Ари Фольмана - это история талантливой актрисы Робин Райт. Это, между прочим, её настоящее имя, в фильме «Форрест Гамп» она сыграла Дженни, главную женскую роль. А в «Конгрессе» её актерское обаяние и мастерство на такой высоте, что после последнего кадра сразу же хочется вернуться к началу фильма, чтобы ещё раз пересмотреть замечательную сцену с её агентом, где оба исполнителя сразу же берут зрителя в плен. Мы узнаём, что Робин Райт 44 года, у неё взрослая дочь и сын-подросток. Она стоит перед тяжёлым решением: подписать «договор с дьяволом» - продать кинокорпорации Мирамаунт права на использование своего оцифрованного образа сроком на 20 лет.

Спустя этот срок она приезжает на конгресс, куда её пригласили заправилы корпорации с целью продлить контракт. На территории Мирамаунт властвуют галлюциногены, границы между реальностью и виртуальностью исчезли, точнее, реальность полностью вытеснена. У людей уже нет постоянной идентичности, они не помнят своего прошлого и меняют себя в виртуальном мире по собственной прихоти. Робин Райт не может принять этот виртуальный мир. Она восстает против него главным образом потому, что в прошлом у неё остался тяжело больной сын, с которым она потеряла всякую связь. Благодаря преданному поклоннику Робин получает возможность освободиться от галлюциногенов и взглянуть на реальность. Как и в «Матрице», она видит полную деградацию людей, общества и окружающей среды. Пути к сыну у неё нет, он навсегда потерян среди постоянно меняющих свое обличье жителей виртуальных миров. Но его имя - это последнее, что она произносит, одновременно с верой и неверием в то, что когда-нибудь сможет его обрести.
Фильм оглушает мутациями образов главных персонажей, неожиданностью сюжетных ходов, обилием воображаемых миров, неразличимостью между виртуальностью и реальностью. Ари Фольман рассказывает скорбную притчу о человечестве, которое обладает техническим всемогуществом и использует его для того, чтобы потерять себя.

КИНО

Previous post Next post
Up