Пояснение к предыдущему посту: о Светлане Алексиевич.

Oct 22, 2014 13:03



"Из разговора с цензором:
- Это - ложь! Это клевета на нашего солдата, освободившего пол-Европы. На наших партизан. На наш народ-герой. Нам не нужна ваша маленькая история, нам нужна большая история. История Победы. Вы никого не любите! Вы не любите наши великие идеи. Идеи Маркса и Ленина.
- Да, я не люблю великие идеи. Я люблю маленького человека..."
Светлана Алексиевич. У войны не женское лицо.
_____________________________________________

Спасибо всем, кто получил мою рассылку с просьбой проголосовать за Светлану в номинации на премию Большая книга и сделал это. Для тех, кто не читал её книг, вот маленькая справка:
Светлана в прошлом году была на верхней строчке в списке номинантов на Нобелевскую премию по литературе. Она работает в уникальном жанре: документальная беллетристика. У неё выходит примерно одна книга в 10 лет, но все они - шедевры. Она опрашивает много-много людей - как журналист или социолог. Но это не просто интервью, а глубокие, продолжительные, иногда многодневные беседы. Глубинное погружение в собеседника. Светлана потом эти интервью сортирует, систематизирует, придаёт им литературную форму (беллетризирует) и создаёт из текстов рамочную конструкцию: пишет своё собственное вступление - можно его назвать эссе, а можно ещё одним голосом в том хоре, который образуют вместе голоса всех участников. Потом она в вводной главе выделяет лейтмотивы: часто встречающиеся или наиболее яркие высказывания. Эта глава так и называется: хор. А дальше идут главы-беседы, и каждая - это мини-роман, или драма. Не случайно её тексты так любит театр: готовые диалоги можно прямо из книги переносить на сцену, что и было сделано почти со всеми её текстами, причём во множестве стран. При этом автор работает как историк: она архивирует в своих книгах настоящие голоса свидетелей эпохи. Если кто помнит, Солженицын назвал свой жанр "Архипелага ГУЛАГ" опытом документального исследования. Но у него авторский голос отодвигает голоса свидетелей на второй план. Он слишком политизирован и партиен, в смысле: отбирает материал согласно своим воззрениям, этот материал политизируется и работает на авторскую философию. Светлана беспартийна, но у неё есть чёткая этическая и эстетическая позиция. В процессе письма её основной критерий чисто литературный: убедительность и яркость индивидуального повествования. А позиция автора высказывания может быть любой. Палачи и злодеи получают на страницах её книг такое же право голоса, как и их жертвы. Её принцип: Нельзя прятать зло, нельзя делать его незримым. Так его можно только законсервировать, а не изжить. Её книги отмечены самыми высокими международными премиями. В Белоруссии её не печатают. Почти 10 лет Светлана прожила в западных странах: во Франции, Швеции, Италии, Германии. Два года назад она вернулась домой, в Минск.
Все пять томов её серии "Голоса утопии" объединены общим замыслом: создать всестороннюю панораму исторического времени второй половины ХХ-го века на советском и постсоветском пространстве. Структуру её текстов можно назвать постмодернистским термином палимпсест. Это значит, что они многослойны, один слой покрывает другой, но "нижний" слой просвечивает сквозь верхний. Читатель может по своему выбору работать с любым слоем: вычленять для себя историческую основу - документальный слой. Концентрировать внимание на литературной составляющей, изучать процесс преобразования документалистики в беллетристику. Прослеживать повторения и совпадения, т.е. работать с социологическими закономерностями, зафиксированными в материале в неявном, растворённом виде. В корпусе текстов Светланы Алексиевич есть материал для антропологов, этнологов, этнографов, культурологов, демографов, психологов, педагогов, лингвистов...
Сейчас, после своего гигантского исследования "Время секонд хэнд, или Конец красного человека", она пишет книгу о любви. Говорит, что это сложнее всех других её проектов. А это 5 книг под общим названием "Голоса утопии":
«У войны не женское лицо» (1985)
«Цинковые мальчики» (1989)
«Зачарованные смертью» (белорус. 1993, рус. 1994)
«Чернобыльская молитва» (1997)
«Последние свидетели. Соло для детского голоса» (2004)
«Время сэконд хэнд» (2013)
У Светланы Алексиевич запланирована и последняя (как она говорит) книга: о старости. После этого её проект будет завершен.
Здесь можно проголосовать за Светлану на конкурсе Большая книга: http://www.litres.ru/bigbook2014/

КУЛЬТУРА, ЛИТЕРАТУРА, ПОЛИТИКА, ДРУЗЬЯ, КНИГИ

Previous post Next post
Up