В продолжение предыдущего поста:

Oct 18, 2014 17:28

Вчера большая ретроспектива Пазолини закончилась показом его последнего фильма "Сало, или 120 дней Содома". По одноимённому роману маркиза де Сада. Мне пришлось уйти, не досмотрев фильм до конца. Не потому, что ужасы на экране превысили предел моей терпимости, а потому, что я целый день посвятила добыванию нового холодильника взамен погибшего, и мне это удалось. Мужики-продавцы хотели сразу его везти, но я им объяснила, что иду в кино, на 20.00. "А можно мы его поздно вечером доставим, после кино?" Я сказала, что фильм обычно идёт полтора часа, и мы договорились, что они мне в полдесятого позвонят. Но фильм шёл не 90, а 114 минут! К тому же начали минут на 15 позже. Я тянула уход до последнего, вышла без 10 десять. На телефоне два звонка от властителей холодильника. Я с ними связалась, уговаривала приехать, но они обиделись и сказали нет. Так что сосиски и молоко у меня по-прежнему хранятся на балконе. Завтра, в воскресенье, доставят мою покупку. Ну что же, сама виновата, надо было не морочить людям голову, а сразу на другой день договариваться.
Фильм "120 дней Содома" показался мне по сравнению с мифологическим циклом Пазолини совсем не интересным. Его идея очень проста: абсолютная политическая власть (конкретно фашизм) держится на насилии, на присвоении тела и личности зависимых от этой власти подданных. У носителей такой власти возникает искушение возвысить себя над всеми культурными табу и запретами, выработанными цивилизацией. Вседозволенность оставляет единственную возможность для острых ощущений: перверсивные сексуальные практики и убийства.
Сюжетно действие романа маркиза де Сада и, соответственно, фильма Пазолини, построено по модели, уже отработанной в "Декамероне". Это круговой рассказ людей, собравшихся на замкнутом пространстве и развлекающих друг друга историями. В отличие от "Декамерона", это не истории из жизни самих действующих лиц, а отдельные главы романа де Сада, посвящённые классифицированным по шкале перверсиям: мании - экскременты - кровь. Их артистично и эстетично декламируют пожилые дамы, а господа ситуации, устроившие этот театр, начинают реализовывать сюжет со своими заложниками. Но почему-то смотреть "Декамерон" было интересно, а "120 дней Содома" - скучно. Наверно, в 1975 г. это ещё могло быть шоком. Фильм несколько раз запрещали, а потом опять разрешали. Но сегодня, после 20-ти лет Интернета, никакие телесные обнажения, никакое насилие не имеют трансгрессивного потенциала. Остаётся только бесподобная пазолиниевская эстетика. Она на высоте. Но, вне связи со смыслами, она тоже "не работает". На ФБ у нас получилась большая дискуссия.

ДИСКУРСИВНОЕ, КИНО, АЖП (Активная Жизненная Позиция), ДРУЗЬЯ, ПУТЕШЕСТВИЯ

Previous post Next post
Up