KABARET(1972): Пир во время чумы

Sep 01, 2014 01:54

image Click to view



С фильмом «КАБАРЕ» (1972, режиссёр Боб Фосс) у меня почти такая же история, как и с фильмом «Солярис», о нём я недавно здесь писала. «Кабаре» я видела несколько раз в Москве, сразу после его выхода, всегда это была сильно «поношенная» копия, всегда на небольшом экране, в маленьких залах, но зато со вступительной лекцией. Вчера вечером я опять его посмотрела, по двум причинам: 1. хотелось увидеть этот культовый фильм на большом экране с качественной, не ворованной копии; 2. для меня «Кабаре» выражает западное отношение к жизни и западную реакцию на трагедию европейской культуры. Ни характеры, ни события невозможно было спроецировать на Россию. Но это изменилось совсем недавно, и сегодня фильм смотрится как самая точная аллюзия на то, что происходит в России. Всё похоже: типажи, антураж, атмосфера, всё как почти сто лет назад в Веймарской Германии.
В Берлине на Потсдамер штрассе до сих пор работает театр-варьете Wintergarten, имевший шумный успех в 20-х гг. прошлого века. Он послужил прообразом для фильма «Кабаре». Время действия - около 1930 года, когда Roaring twenties были на излёте, а им на смену шли свинцовые времена погромов, войн и концлагерей. Вечеринки и веселье продолжаются по инерции, но все уже понимают, что это конец. Кабаре выступает воплощением демократизма, интернационализма, декаданса, сексуальной свободы, иронии, цинизма. В фильме нельзя не заметить идеи о том, что в Германии подъёму нацистской партии сопутствовал подъем би- и гомосексуальности, садомазохизма (женские бои в грязи в перерывах между выступлениями артистов кабаре) и кризис «традиционных семейных ценностей». Это, казалось бы, недопустимое упрощение. Но на такую фрейдистскую интерпретацию есть спрос. Она впервые прозвучала у Лукино Висконти в фильме «Сумерки богов» (1969) и повлекла за собой многочисленных последователей: «Конформист» Бернардо Бертолуччи (1970), «Ночной портье» Лилианы Кавани (1974), «Салон Китти» Тинто Брасса (1976). Последнее ближе всего к «Кабаре» по настроению.

Нацистские фрики обожают сапоги, кожу, накачанные мышцы, физическую силу, расовое превосходство, арийское товарищество, короче, весь мачистский балаган, который привлекателен для посредственностей. Фильм Боба Фосса построен на контрапункте двух эстетик: нацистской и контркультурной, которая обитает в кабаре. Кабаре - это синтез стихии народного карнавала, цирка и интеллектуального скепсиса/ критицизма/ иронии. На его сцене соседствуют грубоватая смеховая культура материально-телесного низа (номер «Two Ladies») и изысканный интеллектуальный стёб вокруг философии денег, романтической любви, политических событий. В составе труппы немцы, американцы, евреи, трансгендеры. Для нацизма с его патетической серьёзностью, почвенничеством и преклонением перед триумфом воли и власти это всё - враждебные ценности, стратегии, стили, установки, социальные типажи; кабаре подпадает под нацистское клеймо «деградированное искусство».
Боб Фосс создал не просто мюзикл. Он не стал следовать привычному клише: транслировать ощущение «невыносимой лёгкости бытия», развлекать и отвлекать публику от отчаяния. Когда в финале повторно звучит сонг «Кабаре», зритель впервые осознаёт, что эта история отнюдь не о беззаботности и не о счастье. В финале у номера совсем другой контекст, чем в начале. Он изменился вслед за переменами в самой Германии накануне захвата власти нацистами. В конце весь мюзикл - это крик отчаяния, который невозможно забыть.
В заключение о Сэлли Боулз, главной героине мюзикла. Сэлли - это литературная фикция. Но образ зажил самостоятельной жизнью, и у придуманной Сэлли за плечами вполне реальная, притом захватывающая биография почти полувековой продолжительности. «Послужной список» Сэлли в литературе, на сцене и на экране сам мог бы стать основой для киносюжета. Возникновение образа восходит к британской актрисе и певице Джен Росс. Выступая в Берлине 30-х гг. в различных театральных спектаклях, она привлекла к себе внимание писателя Кристофера Ишервуда. Подробная статья обо всех «приключениях» этого литературного персонажа и его реального прототипа есть в Википедии.

ИСТОРИЯ, КИНО, ТЕАТР, ИСКУССТВО

Previous post Next post
Up