ОПЕРА «ОГНЕННЫЙ АНГЕЛ».

Jul 11, 2014 22:42

Сергей Прокофьев, по одноимённому роману Валерия Брюсова. В пяти актах.


Состав исключительно интернациональный:
Постановка - Бенедикт Эндрюс (молодой австралийский режиссёр).
Дирижёр - Хенрик Нанаси.
Главные партии исполняют российские артисты
Рената - Светлана Создателева
Мефистофель/ Агриппа фон Неттесхайм - Дмитрий Головин
Гадалка/Настоятельница монастыря - Ксения Вязникова
Фауст - Алексей Антонов.

Действие разворачивается в Рейнской области, в средние века, без точной датировки. В основе сюжета суперстранная история женщины, с раннего детства одержимой любовью к ангелу. По сути, клиническая картина женского психоза. Девочка в переходном возрасте сталкивается с собственной сексуальностью. У неё нет никаких знаний о том, как интегрировать это новое состояние в свою личность. Никакая рациональная рефлексия относительно сексуальной сферы в традиционной христианской культуре не предусмотрена. Секс весь целиком табуирован, у общества нет языка для разговора на эту тему. Решение проблемы перемещается в сферу фантазмов (термин Ж. Лакана). Рената создаёт себе образ ангела, который её охраняет, защищает и любит. Ангел её постоянно навещал, они долго были друзьями, а потом она потребовала от него телесной близости. В ответ ангел разозлился, отверг предложение и исчез из жизни Ренаты. Рената ищет его и находит в образе живого человека - графа Генриха фон Оттергайма. Они вступают в близкие отношения, но кончается всё плачевно: граф отвергает Ренату. Тут на её жизненном пути встречается преданный поклонник, который без памяти в неё влюбляется: кнехт Рупрехт. Он пытается спасти Ренату от её роковой страсти, по её наводке он вызывает на дуэль графа Генриха фон Оттергайма. Однако: невменяемая Рената передумала мстить своему кумиру. Она запрещает Рупрехту бороться с ним: «Чтоб ни один волос не упал с его головы!» - приказывает она преданному кнехту. В итоге, вестимо, Рупрехт получает от графа смертельные раны, и только колдовская сила средневековых целителей спасает его от смерти. Рената раскаивается, бежит в монастырь, где Рупрехт обнаруживает её спустя много лет, приехав на инспекцию вместе с епископом: поползли слухи, что там завелась нечисть. Инквизиция подозревает монахиню Марию в связи с дьяволом. Мария - это Рената в постриге. Она признается на следствии, что её возлюбленный ангел оказался дьяволом, что она с ним в сношениях и любит его по-прежнему, даже понимая, что он воплощение зла и тьмы. Ренату сжигают на костре. Опера завершается грандиозной сценой с дымом, адским пламенем, Мефистофелем, доктором Фаустом и огромной толпой монашек, которым святая инквизиция преподносит наглядный урок борьбы с искушением.
Опера идет 2,5 часа без перерыва. В конце - апофеоз и триумф исполнителей, standing ovations, публика в экстазе, весь огромный состав исполнителей многократно выходит на поклоны, российских солистов буквально носят на руках. И есть за что: сильные, заполняющие зал голоса, красивый тембр, добротная советская школа постановки голоса и прекрасная внешность - по оперным меркам, разумеется.

В общем и в целом это феминистский спектакль, в котором использованы знания из сферы новых социальных наук, в первую очередь гендерных исследований. Роман В. Брюсова проинтерпретирован как история об уродующем влиянии традиционного мужского взгляда на женщину: Рената - сильная, глубокая личность, но она гибнет, пытаясь соответствовать тому, какой должна быть женщина в традиционном мужском обществе. Свой фантазм она наделяет властью над собой, и в результате теряет себя, пытаясь завоевать послушанием и угодливостью своего ложного ангела, который оборачивается дьяволом. Актриса, исполняющая партию Ренаты, в первой же сцене показывает свою героиню в состоянии истерического припадка - надо иметь в виду, как во фрейдизме описывается истеризация женщин путем лишения их права на сексуальное желание: вся история христианской цивилизации это не прекращавшаяся два тысячелетия попытка отнять у женщины право на сексуальное переживание и тем более на сексуальную инициативу. Только во 2-й половине ХХ-го века психологи, социологи и антропологи стали заниматься темой женского сексуального желания.

У Брюсова был реальный повод обратиться к такому сюжету: он переработал в романе "Огненный ангел" опыт тройственных отношений, в которые, наряду с ним самим, были вовлечены Андрей Белый, ставший прототипом графа Генриха фон Оттергайма, и знаменитая femme fatale начала ХХ-го в. Нина Петровская, которая настолько идентифицировала себя с героиней «Огненного ангела», что перешла в католичество, приняла при новом крещении имя Рената и в конце концов покончила с собой, потерпев крушение в безуспешной гонке за литературным фантомом.
При инсценировке режиссёр-постановщик опирался на американские хоррор-фильмы «Экзорцист» и особенно на Дэвида Линча, конкретно на Twin Peaks, в котором Линч воссоздал фантазмы молодой женщины, ставшей в ранней юности жертвой насилия со стороны своего отца. Рената, как и Лора Пальмер, перерабатывает в своих фантазмах некую детскую травму, которая выносится за скобки сюжета.

Первая постановка оперы состоялась в 1955 г., посмертно. Прокофьев, как известно, умер в один день со Сталиным.

МУЗЫКА, ТЕАТР, РЕЛИГИЯ, ИВЕНТЫ, ИСКУССТВО

Previous post Next post
Up