Старый знакомый
ReggaeMortis1 спрашивает, почему женская гражданская журналистика у нас не развита.
Для начала интересно, когда у нас вообще гражданская журналистика была хоть сколько-нибудь развита. По-моему, только в 2012 году, на волне протеста. Когда был Оккупайсуд, я тоже ходила, выставив камеру на телефоне и вела прямую трансляцию, постоянно выкладывала фотки и писала длинные посты каждые два дня. Мне нравилось это занятие. Помню, на свой День Рождения я специально собирала деньги на планшет, чтобы снова иметь возможность постить с места фотки в соцсети и трансляцию вести тоже. Правда, с трансляцией не получилось - выяснилось, что планшет плохо принимает звук. Но фотки я постила регулярно, и твиттер-трансляции вела, и посты в ЖЖ писала. С акций, с судов, с волонтёрской работы в Крымске. Десятки судов, с которых я твитила и много акций, которые я фотографировала и писала подробные репортажи. Собственно, так происходит и сейчас. Я не переставала быть гражданской журналисткой. Сейчас наши феминистские акции самим только и удаётся прилично осветить.
Или что такое гражданская журналистка? Это та, которая постоянно себя так называет и работает за деньги? Ну у меня висит кошелёк в верхнем посте. Может, на него кто-то хочет что-то перечислить? Это было бы очень круто, потому что даже за телефон нечем заплатить. Но как-то вот энтузиазма не наблюдается. В ЖЖ постоянно висит этот кошелёк, и в Твиттере висит. И как-то никто на него ничего не перечисляет. То есть быть гражданской журналисткой за деньги - это значит постоянно напоминать в соцсетях, что тебе нужны деньги. Желательно расписывать, на что. Какой гаджет у тебя накрывается, сколько стоит твой интернет-тариф и обед в кафе. Как-то это абсолютно не греет. Я собирала деньги только в бытность на Оккупайсуде, и не как гражданская журналистка, а на протестный лагерь. Да, тогда я постоянно напоминала, что нам нужны деньги. Но делать так сейчас, и не на лагерь, в котором много вполне описываемых потребностей, а чисто на свою зарплату - абсолютно не хочется. Да и не верю я в успех этого предприятия. Мортис сам писал-писал год назад, что ему негде ночевать и нечего есть, а потом сказал, что никто ему ничего не перечисляет, и уехал из Москвы.
Теперь про других гражданских журналисток. Они есть, и они работают бесплатно. Это в основном фоторепортажи. Года полтора уже с любого относительного крупного и хоть как-то известного в Фейсбуке мероприятия я ищу фоторепортажи Елены Ростуновой. Этой осенью она, правда, затихла. Таня Сушенкова снимает крупные акции, всё, что связано с Pussy Riot, художественные мероприятия. То, что связано с Болотным делом и его тусовкой на других мероприятиях - это Людмила Сизова. Марина Попова постоянно ведёт репортажи практически со всех левых мероприятий - делает фотки и пишет тексты для "Автономного действия" и анархо-феминистской группы. И всё это - бесплатно. Так-то, Мортис. Не то что мужики.
Среди них тоже попадаются бескорыстные, но есть и сплошной угар. Бабченко как-то в конце каждого поста ставил крупный виджет Яндекс-кошелька с надписью "зарплата Аркадию Бабченко"! Причём там даже не репортажи были, а просто его измышлизмы. Совсем чувак края потерял. Сотник с Милёхиным, делая пару видео-роликов в неделю, половину которых составляет пафосная болтовня Сотника в худшем стиле НТВ, требовали 100 тысяч в месяц - квартиру они, видите ли, снимают и ездят на такси. Долбануться:) Помню постоянные посты: нет денег, нет денег, нет денег. И это при том, что их ролики на 90% были в тех же акций, на которых есть официальные СМИ, финансирующиеся не из народа. Есть ещё фотограф Барошин, у него реально хорошие и уникальные часто фотографии, кошелёк висит в Фейсбуке, а чего он там собирает - я не знаю.
В августе у меня в очередной раз возникла мысль официально объявить себя гражданской журналисткой, и продолжать делать то, что я делаю, только более подробно и добавив к этому видео-трансляции. Хотела купить в кредит смартфон с большим аккумулятором и может даже модем 4G. И освещать левый протест. Тогда меня ещё очень интересовали лекции школы гендерных исследований, многие из которых, я считала, народу будет полезно послушать. Останавливало, что очень мало кому интересно то, что интересно мне. Мало ретвитов, репостов, комментариев. И второе - а чего снимать-то? Наживаются на крупных популярных акциях. Там журналисток и так до фига, но всё равно - будет ещё одна - её будут смотреть и перечислять деньги, в то время как одна-единственная журналистка на маленькой и непопулярной акции, скорее всего, ничего не заработает. Мне как левачке подобное устройство совершенно не нравится, но так есть. Затык в том, что крупная акция совсем не значит хорошая. У нас вообще в последнее время все крупные акции с правым уклоном и националистическим душком. Я пошла 18 июля на Манежку и так разочаровалась, потому что был сплошной культ личности. И Евромайдан меня совершенно не греет. Какая разница, сколько там народу. Если там избивают (вырывают плакаты) за социальные лозунги - это плохое "много народу". К тому же я в этом вижу очередную наёбку народа (на эту тему немало левых статей, не буду их повторять). То есть украинкам виднее, конечно, но меня туда совершенно не тянет. В том же августе у нас можно освещать предвыборную кампании Навального (Помыч, например, так и делал), но чтоб я пиарила этого фашика, предлагающего капитализировать всё, что только можно - да я лучше снова менеджером по продажам устроюсь.
Короче, есть три вида акций: левые, болотные и несанкцы, которые в последнее время часто стали проводить на Красной площади. Они все редкие, однотипные, и все уже снимают - и фото, и видео. Да, и хоть сколько-нибудь массовый интерес вызывает малая часть из них. В-общем, на заработок можно не рассчитывать, а чисто из альтруизма - на фиг? И так снимают же. Да и не вызывают у меня эти акции особого энтузиазма. В Болотное дело я угрохала много ресурсов в течение целого года, сейчас мне другие вещи интересны. Леваки просто неприятны становятся. Ты ходишь на их акции, а они потом на твои забивают. Круто, чё. Если уж вчера такая пьянка и выяснение, кто такие "настоящие левые", я тоже, как до крайности левая человека, выскажу своё мнение - это явно не те, кого волнует снос памятника Ленину (в любую сторону), а те, кого волнуют права любой угнетённой группы. Патриархат старше капитализма на тысячи лет. Гендерное угнетение.ещё очень сильно. Ну и где эти левые на наших мероприятиях? Несколько анархисток и усё. Где хотя бы ретвиты и репосты того, что мы сняли и написали сами? Нету. Кстати, от тебя, Мортис, тоже нету. Ты слишком занят памятником Ленину.
И с таким вот отношением вообще уже не хочется заступаться ни за таджиков. ни за геев, ни за рабочих. Ни за политзеков, кстати. Если только это женщины.
А что касается феминистских акций - как-то тяжело их одновременно организовывать и документировать. Постфактум я пишу репортажи, но к ним такой гигантский интерес, в том числе среди самих феминисток:)) Они хотят, чтоб им сразу численность Евромайдана выкатили - тогда они может быть выйдут:) А на нашу мелочь обращать внимание - не царское дело. Есть и другие, которые поддерживают, хотя бы словами, но это меньшинство. В целом в феминистской среде интерес к активизму примерно такой же, как в активистской к феминизму. То есть почти никакого. Я, правда, планирую завести кошелёк для всякого активистского реквизита - плакаты, листовки, мегафоном опять же надо своим обзавестись, да и феминистские значки давно пора изготовить, и прочее. Но если я буду собирать деньги на зарплату себе как организаторке фем-акций или как журналистке, меня просто не поймут. Это не считают важным.
Так что, Мортис, ответ на твой вопрос - женская гражданская журналистика существует, но не пользуется популярностью и не оплачивается.