Замечательный пост о том, какая паршивая пора - детство

May 31, 2013 03:37

Оригинал взят у tatu_dontregret в Нерождение детей - акт сострадания?!

Многие человеческие иллюзии поражают своей глупостью,  но  одна  из самых  нелепых  -  это  идеализация детства. Многие  люди  представляют детство этакой прекрасной и беззаботной волшебной страной, куда очень хотелось бы вернуться, но, ах как жаль, невозможно. Неужели у этих людей настолько плохо не только с логикой, но и с памятью?

Итак, что же на самом деле представляет собой детство - вполне нормальное детство обычного ребенка среднестатистических родителей?
1) Ребенок - абсолютно бесправное существо. От классического раба его положение отличается разве что тем, что его нельзя продать (но можно, к примеру, отправить на все лето в лагерь или к нелюбимым родственникам, не спрашивая согласия). Ребенок обязан беспрекословно подчиняться родителям, учителям, а по сути - вообще любому взрослому. Он должен спрашивать разрешения даже на то, чтобы просто пойти погулять, и любое действие может быть запрещено ему даже без объяснения причин. За него решают, что ему можно или нельзя читать или смотреть, когда ему ложиться спать. Взрослые говорят ребенку "ты" и могут как угодно ругать его и кричать на него, а ребенок должен говорить им "вы" и всегда, даже в ответ на ругань, оставаться вежливым и  почтительным. В большинстве стран родители (а в некоторых - и учителя) имеют право на телесные
наказания ребенка. Вдумайтесь: отец накричал на сына, отвесил ему подзатыльник, отобрал любимую игрушку и запретил выходить на улицу. Да это же целый букет статей уголовного кодекса - если бы на месте ребенка был взрослый! А применительно к ребенку - "нормальный воспитательный процесс".
2) Как и положено рабу, ребенок полностью бесправен и экономически. У него нет никакой собственности. Есть лишь вещи,   милостиво предоставленные ему хозяевами, то есть родителями, но на самом деле они ему не принадлежат,  ибо в  любой момент могут быть отобраны в  качестве наказания. И даже если ребенок зарабатывает на  карманные расходы сам, это наверняка будет неинтересная и плохо оплачиваемая работа, на которую не  согласится ни  один взрослый. И  опять-таки,  эти деньги могут быть отобраны родителями,  и  ни  один суд  не  защитит ребенка от  подобного произвола.
3) Ребенок находится в постоянной опасности со стороны других детей. Возможно, этот пункт даже следовало поставить первым, ибо, за исключением мест заключения и призывной армии, в мире взрослых не существует коллективов, где процветал бы такой разнузданный, ничем не сдерживаемый, многообразный садизм, такая незаслуженная и  беспощадная травля, как в  коллективах детских. Издеваются и над младшими, и над сверстниками. Над умными - чаще, чем над дураками. Причем, если обращение взрослого в правоохранительные органы за защитой от побоев и оскорблений - это закономерный, одобряемый другими взрослыми акт, то ребенок, жалующийся на своих обидчиков, клеймится другими детьми как
"ябеда"  и травится с новой силой. При этом взрослые склонны недооценивать страдания ребенка. "Подумаешь, синяк в школе поставили! На то  и  мальчишки, чтоб драться. Вот мне через неделю квартальный отчет сдавать - вот ЭТО действительно проблема."
4) Рабочий день ребенка длится не меньше, а нередко и больше, чем у взрослого. Отсидев пять-шесть уроков, он должен еще  делать домашние задания почти по каждому из них. При этом взрослый волен выбирать себе работу, как в смысле профессии, так и  в смысле условий труда, предлагаемых конкретными работодателями. Ребенок по своей воле, без санкции родителей, не может даже сменить школу. А если он ее и сменит - на  новом месте будет все тот же набор обязательных предметов, без возможности выбрать те, которые ему интересны, и не тратить времени на те, что он терпеть не может. Правда, каникулы ребенка длиннее отпуска взрослого. Но и этими каникулами, как уже было отмечено, он часто не может свободно распоряжаться; его могут, например, заставить работать на дачном участке. (И "практика" в школе.)
5) Ребенок вовсе не свободен от страхов и тревог взрослого мира. Дети достаточно рано узнают, что все, и они тоже, смертны, что существуют войны, тяжелые болезни, несчастные случаи, что в  квартиру могут забраться грабители, что папу и маму могут уволить с работы и т.д. и т.п. При этом, если взрослый хотя бы от части этих напастей может защититься сам, что придает ему уверенности,  то ребенок может лишь надеяться, что с ним этого не случиться или что его защитят другие.
6) Помимо реальных страхов, детей -  если и не всех, то абсолютное большинство - терзают страхи придуманные. Буки под кроватью, чудовища в шкафу, колдуны и привидения и весь прочий пантеон, создаваемый как самими детьми, так и добрыми взрослыми, которые не задумываются о том, какие  последствия для доверчивой детской психики имеют рассказываемые ими сказки. И не надо винить во всем американские ужастики -  русские народные сказки с кощеями и бабами-ягами, да и сказки других народов, если вдуматься в их содержание, пострашнее многих современных триллеров. А ведь мистический ужас хуже страха перед чем-то реальным, понятным и осязаемым. Тут можно еще добавить страхи, столь же иррациональные по сути,  но  при этом не привлекающие мистические сущности:  "а вдруг мама забудет меня забрать после работы", "а вдруг меня подменили в роддоме" и т.п.
© Yury Nesterenko, 1999-2013

Неудивительно, что большинство детей "не ценят своего счастья" и хотят как можно скорее вырасти. Удивительно, как меняется их отношение к этому кошмару потом, когда он остается позади. Видимо, это та же массовая патология психики, которая заставляет народ спустя несколько десятилетий после смерти кровавого тирана вспоминать его с ностальгией.

возрастная дискриминация, дети, психология

Previous post Next post
Up