Почему не складывается сотрудничество между фем-активистками

Sep 26, 2015 16:01

Начнём с главного: фем-активисток очень мало, потому что феминисток в целом мало и среди нас очень мало активисток. К сожалению, популярна очень такая точка зрения, что ты можешь сидеть на жопе и "накапливать ресурсы", в то время, как консервативные и религиозные круги оттяпывают у женщин право за правом и свободу за свободой. На практике эта "добренькая" позиция означает банальное перекладывание работы на других, кому "больше надо". Меня, как активистку, которой очень надо, это словоблудие бесит неимоверно. Поэтому я в любом случае лучше отношусь к активисткам, даже к тем, с кем я в глубокой ссоре, чем к пассивисткам.

В первый год своего феминизма я была готова сотрудничать с кем угодно. Большинство опытных фем-активисток воротили от меня нос. То есть как: на их мероприятия можно было приходить в качестве участницы/зрительницы, а чтоб чего-то делать вместе - это нет. С несколькими феминистками сотрудничество удалось. Впоследствие какие-то отошли от активизма, с какими-то мы поссорились, с частью сотрудничаем до сих пор.

Я прошла несколько "горизонтальных" коллективов, в которых было совершенно не горизонтальное распределение обязанностей и ответственности. Люди, которым было "меньше надо", чем мне, предъявляли претензии, что я на них давлю и заставляю работать. Я вообще заметила, что это очень распространённая претензия к организаторкам чего бы то ни было. Жалующиеся наглухо игнорируют, что если бы в рабочей группе все вели себя как они, проект бы просто не сделали. Поскольку я очень болела за конечную реализацию проектов, мне эти "горизонтальные" коллективы потрепали нервы очень сильно.
Вопрос распределения обязанностей можно считать общей проблемой. Во всех коллективах есть рабочие лошадки, и это совсем не те, у кого больше ресурсов (как это любят представлять ни хрена не делающие) - это те, у кого больше мотивации. Те, кто менее равнодушна, скажем так. Если наплевать на наше состояние и подходить к вопросу цинично - срок жизни "рабочих лошадок" недолог. Либо такое положение вещей остопиздивает - как мне (это лучший вариант), либо активистки перегорают и становятся ни на что не способны, причём нередко это сопровождается психическими и психосоматическими проблемами.
И этот вопрос совершенно не проработанный - то есть втихую-то многие жалуются, а так, чтоб ставить вопрос ребром - такое впечатление, что только я это делаю. Есть совершенно бесхребетное понятие "активистского выгорания" - типа активистки сами уработались, много на себя взвалили. Это как выгорание на работе - типа личность сама виновата, что она так много работает, а не потому, что её поставили в такие условия. Это понятие не из наших широт - возможно, там, где его придумали, реально есть возможность отдохнуть так, чтобы дело не страдало. У нас такой возможности нет.

Вопрос следующий - организация рабочего процесса, особенно в больших коллективах. Я лично там просто не могу находиться. Если очное собрание ещё можно организовать по методу консенсуса, то в рассылке происходит пиздецовый бардак. Постоянно возникает какой-то флуд. Мелкий вопрос могут выяснять десятками писем. У кого-то с кем-то обязательно происходят разборки. И самый лютый пиздец для активистки - невозможно ничего сделать, пока со всеми не согласуешь. Если тебе не пофиг, ты активно работаешь и следишь за ситуацией - это ад. Пребывая в таком коллективе, от писем быстро начинаешь вздрагивать.

В "горизонтальных" коллективах я прошла через постоянное уговаривание, контролирование, подпинывание, успокаивание, и - сюрприз! - мне всё это категорически не нравилось и сильно напрягало. Ещё одна отличительная особенность критиканок организаторок - они пишут так, как будто нам это нравится. Хуета хует. Я вообще-то хочу, чтобы у всех была такая же мотивация, как у меня, чтобы все сами работали и выпоняли работу в оговоренный ими же самим срок. И чтобы все выдвигали столко же инициатив.
Уговаривать кого-то я вообще ненавижу. Блин, не интересен тебе проект - ну не занимайся им, отойди в сторону, не грузи меня своими пораженческими настроениями. За то время и энергию, что ты у меня жрёшь, я могла бы сделать что-то полезное и/ли приятное. Я понимаю, когда вместо этого предлагают потратить ресурсы на другой проект. Типа: давайте не будем вкладываться в одно, лучше вложимся во второе. Второе, конечно, должно быть чем-то реальным, во что реально собираются вкладываться, а не какой-то неведомой хернёй, которую "мы не можем сделать". Но эти вот "не делай, потому что мне это не нравится" - просто грёбаный пиздец.

Итого, потрёпанная "горизонтальными" коллективами, я решила банально создать свой проект. Со мной легко работать тем, кто хочет работать и проявляет инициативу, потому что я очень многие инциативы поддерживаю - делом. Даже если мне инициатива не интересна - я её не запарываю (если она не сильно противоречит моим принципам). Пропиарить - пожалуйста, дать контакты - пожалуйста. помочь собрать народ - и т.д. Могу даже сделать акцию по просьбе людей из другого населённого пункта.
Но блин, как мало феминисток проявляют инициативу - это ужасно.

В целом такой способ активизма наименее нервный, но проблем тоже много. Поскольку их всех опытных активисток я в конечном итоге сработалась только с одной - падает качество акций. Ужасные "горизонтальные" оргкомитеты давали на выходе хороший результат, за счёт труда и опыта всех. Складывающееся ядро держится на личных отношениях, чуть какое-то охлаждение - и активисток нет.

И - повторюсь в третий раз - от организаторок до фига требуют. Неадекватно много. Косячат все, но то, что прощают другим, нам не прощают. Очень распространено требование соответствия идеалу феминистки и активистки. При этом идеалы у всех разные. Если кто-то себя неуютно чувствует в проекте - виновата обязательно организаторка/и. Хрень какая-то. Если одна взяла на себя работу по организации - логично, чтобы работу по установлению благоприятной психологической атмосферы взяла на себя кто-то другая. Однако - невероятно, но факт! - до фига народу считает, что организаторка должна на себя вообще все обязанности взвалить. Когда кто-то начинает жаловаться, что организаторка чего-то там не сделала, мне так и хочется сказать: хули ты пиздишь, сделай сама, блян. Обычно я так и говорю, только без мата:)
Возвращаясь к идеалам. Мне одна девица недавно выкатила претензию, что я отвечаю на комментарии мужчин. Это не соответствует её идеалу радикальной феминистки. Причём это был такой конкретный наезд. А сама она у себя на стене вообще ничего про феминизм не пишет. Ну заебись, что тут скажешь.
Это наиболее одиозный случай, конечно, но в принципе предъявы такого плана всплывают часто.
И также присутствуют люди, которые хотят, чтоб их уговаривали. Причём есть те, кто не только до, но и после акции этого хотят. Начинают тебе жаловаться: всё так плохо было, так печально. И уговаривай их, что это было не зря. Я, конечно, такие разговоры быстро сворачиваю, но фигня-то в том, что они обидятся и больше не придут.

Есть зоны активизма, в которых я сама не хочу участвовать: искусство - потому что мне это неинтересно. Не участвую в организации мероприятий с платным входом, потому что будь это хоть 10 раз благотворительность, когда посетить мероприятие могут только те, у кого есть на него деньги - это всё равно классизм. В больших оргкомитетах не участвую.
За этими исключениями я готова сотрудничать с другими движениями по реализации проектов, интересных нам всем. Но такого почему-то не бывает, за редким исключением. Наши инициативы другие дижения не поддерживают. Что характерно - если раньше активистки приходили на мероприятия, организованные в том числе мной, когда у них появляется собственное движение - они перестают это делать. Я изредка вписываюсь в чужие проекты в качестве участницы, и то по собственной инциативе. Сами не зовут. Например, на Квирфест, который вроде как знакомые делают, с которыми нормальные отношения, меня не позвали. О том, чтобы делать общий проект, вообще речи не идёт.

Конкретно я вижу два способа улучшить взаимодействие между активистками
1) Внедрить уважение к труду. Взять за правило, что в оргкомитетах все работают, и фиксировать это, например, в Гугл-документе - это уже технический вопрос, главное, чтобы не считалось нормальным прийти в оргкомитет и сидеть там, свесив ножки, как сейчас.
2) Разработать и внедрить деловую схему общения в рассылке, которая сократит поток писем в 10 раз и сделает возможным реально конструктивное обсуждение.
Но это локальные проблемы и решения, а есть глобальные.

Я, конечно же, считаю, что не обязана всем нравится, угождать, соответствовать чьим-то идеалам, эмоционально обслуживать кого-то. Но и не собираюсь утверждать, как некоторые радфем, что феминизм - "не няшинг" (фу, какое противное слово!), не стоит здесь ждать принятия, поддержки и вообще благоприятной психологической атмосферы. Я как раз считаю, что к этому всему надо стремиться, но явно не таким путём, как претензии и требования к тем, кто и так взваливает на себя больше всех работы. Единственный путь, который я вижу - расширение активисткого движения. Как это сделать?
Настроиться на долгую, упорную борьбу, которая очень долго не будет приносить видимых результатов вообще или только локальные и незначительные. Ознакомиться с историческим опытом, который ясно показывает, что движения, достигающих какие-то успехов, только так и развиваются, а не появляются сразу откуда ни возьмись большими и могущественными. Осознать, что во власти находятся консерваторы и религиозники, которые действуют против нас, и весьма активно. Вообще-то это видно невооружённым глазом, но почему-то мало кто доходит до следующего этапа - что надо им противопосталять собственную активность, и не только для улучшений, но и для того, чтобы не стало хуже. Самой стать активисткой или хотя бы поддерживать активисток.
В-общем, основная проблема активистского сообщества находится за его пределами.

гражданские активистки, фем-активизм

Previous post Next post
Up