Итак, мы в лесу. Как добиралась и тд -
здесь. Фотки
отсюда - у нас холмистая местность и озеро.
Ставили палатки на берегу озера. В основном. Кто-то ставила на холме. Я свою двухместную разложила сама, это легко. Потом пошла купаться. Вообще-то было не очень тепло, но я мечтала искупаться, пока мы плутали и я тащила на себе тяжёлый громоздкий рюкзак. А озеро было чистое. Вода там сразу по бёдра и быстро уходит вниз.
Я, наверное, искупалась самая первая, потому что никого со мной в воде не было. В трусах. Я принципиально не брала с собой купальник - ну а какого чёрта, это фем-лагерь. Половина где-то женщин купались, как я, в трусах, другая - в купальниках.
Потом у нас было невнятное топтание у костра, мы кипятили на нём воду, наливали чай, таскали сладости из пакетов. Ещё таскали шампиньоны, пока организаторки их не упрятали. Оргсбор на всё в целом был 250р., на еду - 200р.: планировалось кормить нас звтраком и обедом. В результате кормили и ужином, и всякое печенье можно было так есть.
Прошло часа 1,5 или 2, прежде чем мы наконец сорганизовались на первую лекцию. Это была лекция Олега Лангуева, трансгендерного мужчины, FtM. Лекция была в основном не о трансгендерности, а о том, насколько по-разному общество относится к женщине и мужчине, от человека, который был и тем, и тем. Вообще мы всё это уже знаем, и это можно передать одной фразой, которая мне запомнилась из этой лекции: "От женщины требуют, чтобы она была красивой, вышла замуж, родила детей, вела хозяйство и была успешна на работе. Сейчас, когда я мужчина, с меня достаточно того, что я просто успешен на работе".
Всплыл, конечно, вопрос о причинах перехода. Я так поняла одну из основных причин, что из-за гендерной дискриминации не было сил что-то делать, чем-то заниматься, и он решил вопрос таким вот образом. Очень простая и понятная мотивация, хороший ответ тем, кто считает, что быть FtM можно только из-за женоненавистничества. Вряд ли это помогает бороться с гендерной дисриминацией в общем. На следующий день у нас была лекция акционистки Сони Акимовой - она говорила про коллективное действие: это когда люди собираются вместе и как-то меняют общество в лучшую сторону. А есть индивидуальное действие - когда линость делает что-то во благо только себе. Соня привела пример "пополнять свой банковский счёт". Ну так вот, применительно к данной ситуации переход мне кажется индивидуальным действием. Фишка в том, что большинство людей в первую очередь совершают индивидуальные действия, не заботясь об общественном благе, а нередко и нанося вред. Но почему-то именно трасгендеров за такие действия яростно критикуют. Я считаю это нелогичным.
Сама-то я за коллективные действия, но если я буду нападать на всех, кто выбирает индивидуальные, у меня жизни не хватит и единомышленниц не останется. И вообще это бесполезно.
Кстати, Олег не говорил про дискриминацию именно трансгендерных людей. Возможно, потому, что он совершил полный переход со сменой документов, и внешне чётко определяется как мужчина. Таким людям, конечно, проще.
В целом это была довольно интересная лекция, как рассказ о личном опыте. Я фанатка личного опыта, считаю, что это главное, о чём стоит говорить.
После мы опять топтались у костра, кто-то разожгла второй костёр. Тем временем темнело
С других сторон озера стали доноситься мужские вопли и долбёжка, пока ещё не очень громко. Мы тем временем собрались в круг для обсуждения текущих вопросов. Нас было человек 40, наверное. Самым актуальным оказался вопрос о поиске заблудившейся. В результате большая часть лагеря отправилась её искать. Я не буду писать об этом подробно, хотя вообще-то эта история будоражила нас весь первый день. Когда они ушли, я поувствовала себя неуютно, потому что нас осталось достаточно мало, а вокруг озера стоят всякие долбаёбы, и вдруг они захотят с нами познакомиться. Страшно было идти в палатку. хотя спать очень хотелось. Ещё было холодно. Следующие пара часов прошли сумбурно, мы устроили знакомство в нашем маленьком кругу. Потом частями вернулись ушедшие на поиски, потом наконец нашли пропавшую. Я ещё какое-то время не могла успокоиться, тем более, долбёжка становилась сильнее и это было невыносимо. Устроили ещё одно знакомство, опять же, неполным составом.
Ночь была ужасной. Я воткнула беруши, которуе всегда вожу с собой в двух экземплярах. Они уменьшили звук примерно наполовину, но всё равно это было слышно, не еле-еле, а весьма и весьма. Угораю с людей, которые считают беруши волшебной таблеткой. Беруши, которые можно свободно купить, глушат максимум 36дБ - и это ещё в строительный магазин надо пилить. То, что в апетеке продаётся, вообще не годится никуда. А громкая музыка - это как минимум вдвое больше. В-общем, я спала отрывками и то очень поверхностно. Помимо долбаёбов с других сторон озера, сидела ещё наша компания у костра, которая тоже периодически издавала громкие звуки. В 8 утра я выползла из палатки в туалет, светило солнце, компания у костра уже рассосалась, но другие компании свой музон до сих пор не вырубили. 8 утра, чёрт возьми!
Оказалось, что это Орехово - популярное место отдыха под Питером. Там проходят либеральные лагеря "Территория свободы", и вообще туда все приезжают тусоваться, кому не лень. О таком надо предупреждать. Потому что если это популярное место - там обязательно найдутся какие-нибудь уёбки с музоном. И половина людей, как минимум, будет невыспавшаяся.
После я проворочалась ещё до 12. Суммарно за ночь дремала часа 4, не больше. Естественно, у меня раскалывалась голова и так далее. Первую лекция я проспала и даже плохо себе представляю, о чём она была - что-то антимилитаристское от либералки. Я встала как раз к собранию, которое проходило одновременно с завтраком. Это мы идим на бревне
Сначала состоялось ещё одно знакомоства - на сей раз собравшее более-менее всех, в том числе вновь прибывших. А это другая часть круга, уже обсуждение актуальных вопросов
Был поднят важный вопрос, куда же нам всем 50-и ходить в туалет - а, надо сказать, там такое редколесье, что нормальные кусты не найдёшь. Вопрос был решён. Говорили о шуме у костра - вопрос тоже был решён. Потом я подняла вопрос о шуме других компаний. Кто-то вызвались с ними поговорить, но так этого и не сделали. Ещё были какие-то вопросы и собрание закончилось.
Дальше я проводила тренинг по феминитивам. Такой же, как в Москве в мае, только людей намного больше. Теоретическая часть по феминитивм известна и ни к чему её здесь пересказывать. Я сделала наглядный материал, как обычно, с суффиксами, которые образуют феминитивы
До сих пор многие думают, что феминитивы - это исключительно "ка", хотя это совсем не так.
Народ в целом был подкованный, все были более-менее согласны. Завязалось живое обсуждение, многие приводили новые и новые аргументы в пользу феминитивов. Мне оставалось модерировать и вставлять иногда что-то.
Я хотела, как и в мае, сделать два практических занятия - чтение текстов и переделывание песен, но получился только первый. Я и песни не подобрала (с подготовкой беда по жизни), не было гитары и я не попросила её привезти - но это всё равно было бы ни к чему, так как даже первое упражнение немного вышло за рамки отведённого времени. Это тренинг со стороны
Леда Гарина предложила и многие с ней согласились, что феминитив лучше образовывать путём не удлиннения слова, а сокращения. Она привела свой, режиссёрский пример. Сказала, что режиссёрка, режиссёрица - это длинно и неудобно, зато хорошо звучал бы вариант "режа". Мы все вместе договорились, что создадим группу и будем там выбирать наиболее удачный вариант феминитива. А потом (это уже мне другая личность предлагала отдельно) - можно будет создать словарь феминитивов, чтобы люди сразу брали оттуда слова и не путались с разными вариантами. А после того, как словарь будет создан и освоен, можно эту инициативу уже на государственный уровень выводить.
Группу
я создала, но она пока неактивна совсем. Потому что я ссылку кидала только во встрече. Надо её распиарить везде, писать текст... Меня не хватает.
После тренинга пошли купаться. На сей раз нас было много. Кто-то прыгала с тарзанки. Я не рискнула - просто зашла в воду и поплыла. Одна я обычно далеко не плаваю - фобия у меня. Тут мы плыли вдвоём и так было хорошо:) Доплыли до середины озера, наверное.
Далее была очередь за обедом. Кормили нас очень вкучно и по веганке. Где-то одновременно с обедом началась лекция Инны Сергиенко про сексизм в детской литературе. Это вид от озера на нашу ложбинку
А это наоборот. с холма в сторону озера. На заднем плане стоят палатки. Почему-то лекцию Инны больше всего фотографировали
Честно говоря, лекцию я толком не запомнила. Врезалось в память только, как про-феминистичные книги, которых и так две штуки, пытаются запрятать на задние полки и стесняются их.
Далее началась лекция Ханы Кочетковой про корректирующие изнасилования лесбиянок и других женщин, которым нравятся женщины. Несмотря на заумное, извините (а может и не надо извиняться), название, это самая что ни на есть бытовая проблема - точнее, бытовое насилие. Как семейное - а нередко оно и происходит в семье. Из этой лекции я тоже запомнила не очень много, но помню главное - о личности насильника. Потому что причина изнасилования всегда именно там. Одна из слушательниц задала этот вопрос - а кто же они, мужчины, которые насилуют лесбиянок с целью "исправления"? Хана ответила, что это, как правило, знакомые - "друг" (не могу это написать без кавычек), приятель, родственник - иногда дальний, а иногда и не очень, вплоть до брата и отца. Короче, мужик, с которым ты общаешься, которому, может быть, доверяешь и/ли уважаешь, решает, что он лучше тебя знает, как тебе жить, и пытается "перевоспитать" тебя изнасилованием. Или решил так оправдать своё насилие, если, опять же, говорить по-заумному - рационализировать, типа я не мудак, а делаю благое дело. Ой, блян, даже представлять противно, что думают такие чмошники.
Я вообще боюсь людей, которые считают, что лучше тебя знают, как тебе жить. Разумеется, насильники из них меньшинство, но они могут делать мелкие пакости - выкинуть твои вещи, не сказать тебе что-то важное, специально поссорить тебя с кем-то и тд. Безопаснее таких сразу посылать, хотя, конечно, не у всех есть такая возможность. Сравнение с мелкими пакостями может показаться обесцениванием проблемы, но я тут пытаюсь найти корни, провести параллель с другой проблемой, которую считаю очень важной. Как шутки про изнасилования приводят к реальным изнасилованиям, так и вот это. Начинается с мнения, что у тебя есть право распоряжаться чужой жизнью, чужим телом.
Хана говорила, как тяжело женщины переживают такое насилие вперемешку с предательством, что многие сбегают из тех мест. А я думала о тех, кому не удалось сбежать, кого всё-таки сломали, кого выпихнули замуж и для кого это стало кошмаром длиною в жизнь. Мне кажется, таких гораздо больше, чем знающих термин "корректирующее изнасилование".
Я спросила, как влияет порнография на проблему и влияет ли вообще, эта съёмка "лесбиянок" для дрочки мужиков. Хана сказала, что, конечно, влияет, это создаёт мнение, что лесбиянки - не женщины, которые любят подруга подругу, а секс-игрушки для мужчин. Порнуха в принципе создаёт такое впечатление о женщинах, и о лесбиянках в частности. Ненавижу мужиков, которые это создают, и которые это смотрят.
Кто-то задала странноватый вопрос - бывает ли изнасилование или попытка лесбиянками гетеро-женщин с такой же целью. Точнее, там речь скорее шла о домогательствах. В-общем, вопрос был не такой ужасный, как здесь пишу, я просто плохо помню и формулирую. Это было скорее смешно из-за абсурдности вопроса, но почему-то он мне отозвался. Я уже не помню, что конкретно подумала тогда, сейчас возникает много мыслей, я не буду все их записывать.
Дальше было выступление Сони Акимовой - акционистки и режиссёрки "Монологов вагины". Леда её расхвалила, как могла, потому что Леда любит искусство. А я не люблю искусство, это неприятное элитистское слово, и не люблю, когда активизм называют искусством. Вообще, Соня и формат не очень подходили друг другу, поэтому оно было как-то скучновато, и я думала, что на её месте чувствовала бы себя неуютно. Но мы мне понравилась идея коллективного действия. Абсолютно не новая для меня мысль, но её интересно думать. И это красиво звучит. И мне очень понравился пример про банковский счёт, как нищебродке и анти-капиталистке. Я, конечно, стараюсь толерантно относиться к жертвам капитализма, но блин, я всей душой ненавижу капиталистический и вообще стандартный образ жизни. У меня есть внутри некая граница между теми. кто вынуждена заниматься общественно бесполезной или вредной работой, чтобы было где жить, чем кормить иждевенок и т.д., и теми, кто, например, ходит на концерты с билетами по 5 штук, вместо того, чтобы заниматься коллективным действием. Это уже моя собственная агрессия, у Сони такого не было. Там смысл был в том, что когда ты делаешь что-то общественно полезное, ты сама меняешься, как-то преображаешься. Если вы делаете это группой - меняется ваша группа, отношения между вами как бы растут. Это реально так, я это чувствую, и никакое чёртово зарабатывание денег с этим не сравнится. Вообще я настолько своими словами это пересказываю, что не уверена, передаю ли я изначальный смысл. Ну и ладно, я же не в сми пишу за деньги:)
Ещё на предыдущей лекции с другой стороны озера послышалась знакомая долбёжка, которая сразу ввергла меня в стресс. Я смотрела на уезжающих и хотела тоже сбежать, представляя себя ещё одну ужасную, холодную бессонную ночь, но мысль о том, что надо собирать палатку, запихивать всё в рюкзак, тащиться до станции с ним минут 40, приковывала меня к месту. Я вообще была очень измотана и никакая. И тут увидела/услышала, как одна женщина собирается в город на машине. Это сорвало меня с места. Я договорилась с ней, потом с женщиной, которая меня вписывала, собрала все вещи вместе с палаткой в рюкзак за 10 минут. Я, была, с одной стороны, счастлива, с другой, я когда-нибудь отомщу этим уёбкам, которые меня лишили целых суток феминистского лагеря. Да оглохнут они во веки веков. Феминь.
В дороге мы интересно поговорили об анархии и либерализме. Мен довезли до метро, я доехала до другого метро, после чего собралась с силами, чтобы пройти 40 минут пешком до дома, опять же, с рюкзаком и жутким недосыпом. Можно было бы поехать на наземном транспорте, но это 28 рублей.