Феминистская колонна на марше Мира. Постфактум

Sep 30, 2014 04:23



Таня Сушенкова
Этот лозунг оказался ключевым в нашей колонне, при том, что придумали его вовсе не мы. Изначально его предлагали в Антимитаристской коалиции (блоке евро-леваков), но там он не прошел, потому что запарывают феминистскую повестку считают, что патриархат - не единственная причина войн. А я думаю, что они не правы. Патриархат - формация, в которой возникли и государства, и капитализм, и культ маскулинности, и бесконечный передел собственности. В-общем, я этот лозунг радостно подхватила, прилепила пацифик, символ эко-феминизма и вуаля! Спасибо его изобретательнице.

Вышли мы, чтобы привлечь внимание к лишениям женщин в военное время.
Сексуальное насилие, процветающее во время войн.
Усиление гендерного расслоения, сексизма, в духе "я воевал, а ты давай меня обслуживай", "мужчин мало, поэтому их надо облизывать" и т.п. - проходили, знаем.
Возросший в целом уровень агрессии, от которого в первую очередь страдают женщины, как наименее защищённая группа - т.е. возрастает домашнее насилие и другое, в том числе психологическое.
Матери, которые растили детей, оказывается, для того, чтобы их убили или покалечили на войне.
Резкое уменьшение рабочих мест, которое тоже бьёт в первую очередь по женщинам, в силу известных причин.
Обеднение женщин, лишение денег, жилья, вследствие чего их вовлекают в проституцию.

У меня был баннер, транспарант, два флага, три плаката на палках, мегафон и ещё одна палка - двухметровая. Саша, и потом ещё Люба помогли мне довезти это всё от дома. Я запланировала аж 4 точки встреч, расписанных по времени. Первая, в метро, в открытом доступе не объявлялась, только по личкам. На неё мы прибыли даже раньше, скоро нас собралось какое-то количество человек. Нужно было ещё ждать, поэтому мы занялись рисованием друг на друге. Эта идея возникла у меня задолго до марша Мира - хотелось обновить свой эксперинт в рисованием на лице. Решила накраситься на месте, поскольку не хотела привлекать внимания по дороге - и так этот реквизит тащить неудобно. Поэтому я взяла с собой два косметических карандаша и помаду примерно 7-летней давности:) На левой щеке мне нарисовали пацифик, только линиями вверх - ошиблись. А на правой - зеркало Венеры, такое большое и объёмное. Такое же нарисовали Ане Морозовой. У Любы была прицеплена на футболку радужная ленточка, я вспомнила, что у меня она тоже есть, достала и приколола её на блузку. Часть нашей компании ушла вперёд, что купить влажные салфетки, а мы подождали сколько планировали и стали подниматься. Тут на нас напал мудак с перцовым баллоничком, о чём подробно написано здесь. Я стала задыхаться, но это быстро прошло. У меня болела вся левая сторона лица, но в голове стучала одна мысль - что надо быть возле рамок, где назначена следующая встреча и её время уже пришло. Я видела, что Ане очень плохо, и беспокоилась за неё, но мне не пришло в голову обратится за помощью для себя - это означало потерю времени, которая в тот момент была бы катастрофичной. Поэтому в следующий раз нужны другие люди, которые смогут заняться построением колонны, если со мной что-то случиться.

Подошли еще наши. Удостоверившись, что Аню повели в больницу, я собрала всех и мы практически побежали к рамкам. Лицо сильно жгло, поэтому по пути я умылась водой из фонтана (наверное, этого не стоило делать). Мы подошли к рамкам, там было много народа. И это было минут на 15 позже, чем я там назначала встречу. Я стала надувать фиолетовый шарик - опознавательный знак - но он оказался дырявым и не надулся, зато сдулся мне прямо в больной глаз. Совсем немного воздуха попало, но глаз сразу сильно заболел, заслезился. Ещё и солнце - теперь я знаю, что при попадании перцовки нельзя стоять на солнце. Я просила носовой платок, мне дали шарф, и в результате я в чужом шарфе прошагала весь марш.

После того, как в тени мой глаз пришёл в относительное нормальное состояние (по крайней мере, открылся) мы встали в очередь к металлоискателям. Разные люди держали разный реквизит, у меня в рюкзаке лежали транспарант и баннер. Траспарант я развернула возле рамок и свернула обратно, а с баннером (он был здоровый и объёмный) мент меня отвёл в сторону и потребовал его разложить на асфальте. Я разложила, сложила, но оказалось, что менты не успели его рассмотреть! Возник нервный Давидис, на котором, видимо, лежала тяжесть отстаивания чужих баннеров перед полицией. Он мне помог развернуть баннер ещё раз. Полиция удовлетворилась, я сложила его и пошла обратно к рамкам.
Там была третья точка сбора. Я объявляла там сбор до 16.30. Пару раз какие-то люди порывались отделиться от нас и уйти за народными массами на правую сторону бульвара. Я бегала за ними и призывала подождать. Невдалеке стояли КРИшники в количестве человек 8-и.

Наконец мы тронулись. Путь на левую сторону бульвара был сильно обходной, позже я узнала, что где-то рядом русские нацики, они же сторонники ДНР, пытались прорваться. Мы шли в окружении "Демокраческого выбора", который потом куда-то делся. На левой стороне бульвара я увидела одинокую группу Антимитаристской коалиции в окружении пустого пространства. Перед ними было метров 100 до флагов вдалеке. Мы их обошли и стали разворачиваться. Баннер, который на фотках с предыдущего марша выглядел как-то бледновато, там оказался очень мощным.


Вот и наша группа, какой она была в момент стояния на бульваре перед началом шествия - справа люди с баннером и транспарантом, слева - с другим транспарантом, за ними люди с флагами и плакатами. Тут, скорее всего, запечатлён момент какой-то кричалки. Когда мы развернули свой реквизит, я стала искать мегафон, а его ни у кого не было. И я вспомнила, что он был у Аниной подруги, которая поднималась вместе с нами в момент нападения. После этого она пропала. Когда я металась по Пушкинской площади, я заметила, что её нет, но мне не пришло в голову, что
а) она могла пострадать тоже
б) что у неё мегафон
Как выяснилось потом, она вроде тоже пострадала, но не очень сильно, мегафон остался у неё и ещё палка для флага - кстати, она мне это всё до сих пор не вернула. Но это всё стало известно потом, а в тот момент я поняла, что нам придётся пройти этот марш без мегафона:) Я поделилась этой радостной новостью с нашей колонной, которая на тот момент составляла человек 20. И мы решили кричать так, голосом. Кстати, о кричалках - уже раз третий я их придумываю сама за последние сутки до мероприятия. И в этот раз они тоже не полностью отражали послание, которое мы хотели своим появлением на этом марше донести. Но на общем уровне они были очень даже, весьма и весьма. Мы начали кричать первыми. Молчали люди с флагами перед нами (я даже не помню, чего там за флаги были), молчала антимитаристская коалиция, когда я вышла, подняла анарха-феминисткий флаг и проскандировала первый лозунг. Его я взяла с надписи на баннере - он отлично ложится в ритм:

Нам не нужна! Ваша война!

Я всегда считала свой голос слабым, но, наверное, недооценивала его, потому что в этот раз меня хорошо слышали. Мы решили скандировать лозунг по 3 раза.
Флаг, который я держу, был насажен на палку, отвалившуюся от плаката. Приматывать пластиковые палки скотчем к картонке - это нечто, они шатаются и скотч хрустит. Но две всё-таки удержались, а отвалилась одна узкая картонка с лозунгом, который я сама придумала, чтобы внести юмора и креатива. Вот он


anatrrra.livejournal.com/216499.html
А ещё один флаг, чёрно-розовый (анархо-квир) у меня так и остался в рюкзаке, потому что не на чем было его нести.

Ольгерта Харитонова принесла растяжку, которую делала ещё на митинг против насилия над женщинами в прошлом году. Она её обрезала и вот что получилось


Было солнечно и получались красивые фотки.
И сверху реет радужный флаг, который всегда видно лучше всех других флагов - это Анатолий Игнатьев, гей-активист и участник Красной гвардии Спартака, пришёл в фем-колонну. Вообще, в нашей колонне был единственный радужный флаг и два транс-флага, тоже единственные на всём шествии. При этом ЛГБТ-активисток было несколько человек. Джеймс шёл в Антимилитаристской коалиции с единственным фем-плакатом - классный плакат, правда?


Антимилитаристская коалиция и её фотографиня

Пока мы стояли, у меня взяло интервью какое-то СМИ, названия которого я не помню, помню только, что иностранное.
Подходили люди. Людей было много, тех, кто пришли не в колонны, а просто на марш. Они вставали рядом с нами. Справа мы стояли вплотную к ограде, и девушка, которая держала правый край баннера, то и дело просила подвинуться влево. Не знаю, как мы так прижались - в следующий раз надо вставать в середине. А слева от нас как раз эти массы людей. Много было пожилых. Когда мы скандировали лозунг

Женщины против воещины!

какой-то деденька рядом со мной сказал "мужчины тоже не дураки".
А ещё я придумала лозунг, переиначенный из знаменитого, и получилось

Долой мачизм, сексизм, милитаризм!

Феминистки поймут, но я на всякий случай напишу, мачизм - это культ агрессии, в некоторых темах это слово - синоним насилия, особенно психологического. Когда мы проскандировали этот лозунг в очередной раз, сзади от АК послышалась творческая доработка:

Долой фашизм, сексизм, капитализм!

Всем понравилось, люди смеялись.
А моё лицо всё ещё жгло и я всем рассказывала, что меня обрызгали перцовкой.
Нас много фотографировали, но фотки, как обычно, находишь только там, где "места знать надо". Немногочисленные СМИ, репортажи которых я видела, не поместили наших фото, остальные не знаю, нет сил рыть всё. Зато три видеосюжета посвятили нам примерно по 5 секунд:) Репортаж небезызвестного Азара видела, отдельно о нас и леваках.

Помимо баннера, у нас был ещё транспарант, который мы рисовали полдня и ночи. Лозунг тоже на коленке придумали, но хотя бы втроём, путём краткого мозгового штурма. Мы хотели, чтобы он выглядел небанально и чтобы там было слово "феминистки". Ну и вот что у нас получилось


Владимир Заболоцкий

Конечно, изнасилования - не единственная проблема у женщин в военное время. Но и транспарант не резиновый, нужно было обозначить хотя бы одну значимую, массовую и системную проблему. Мы её и обозначили. Слово "изнасилования" решили сделать красным, кровавым. И раз уж так пошло, следующие строчки тоже цветными. "Спутник войны" - серым, потому что война - нечто мрачное и беспросветное. А третью строчку сиреневым - наш цвет:) Процесс рисования, последние штрихи:



Мы всё скандировали, и нас было хорошо слышно, несмотря на отсутствие мегафона. Остальные кричалки:

К чёрту ваш патриотизм!
Всем нам нужен феминизм!

Патриархат на свалку истории!

Нас не нужно защищать,
Нужно лишь не нападать!

Хватит делить Донбасс!

Мы не повод для войны
Ополченцы не нужны!

Хватит мучить наших подруг!

Это то, что изобрела я, кроме свалки истории, это пришлый лозунг, я даже не помню, откуда он взялся - но как-то вот взялся. Люди не удовлетворились таким количеством лозунгов, им хотелось ещё. Девушка, которая держала правый край баннера, придумала отличный лозунг:

Победа феминизма - крах милитаризма!

Настя подсказала мне "Квиру мир, миру квир", но я была даже не в состоянии произнести без путаницы, и никто тоже не захотела. Тогда я вспомнила более простой лозунг:

Квир спасёт мир!

Между прочим, в нашей колонне шли три трансгендерные женщины с двумя флагами. Ещё одно солнечное фото с трасгендерным флагом


Женя Яхина

Трасгендерный флаг - бело-сиренево-голубой. А также два феминистких, один ЛГБТ-шный и один анархо-феминисткий, с которым иду я.

А с радужным произошла история, как это обычно бывает сейчас. На Игнатьева напали, причём участник шествия. Когда мы прошли совсем немного и опять остановились, какой-то амбалистый хрен кинулся, сминая наш баннер, к радужному флагу и пытался его выхватить. К месту происшествия кинулись, с одной стороны, менты, с другой - активистки, в том числе я - схватилась за палку и стала перетягивать флаг у гомофоба. Момент был заснят в динамике:


Влад Чиженков
Справа флаг ещё держит Игнатьев (в чёрном), чуть левее вырывает гомофоб (и в этот момент его как раз хватают менты), дальше флаг пытается вернуть Кира Чунаева, почти полностью скрытая парнем с красным рюкзаком (только голубой кусочек трансгендерного флага виден снизу), ещё левее - я в очках и розовой блузке, и самый правый - мэнархист Влад Тупикин, с чьим очаровательным менсплейнингом вы можете ознакомиться в комментах к оригинальному фото.
Менты скрутили и нападающего, и Анатолия. И вот следующий момент


Игнатьева ведут к ограждениям (гомофоба уже провели чуть раньше), радужный флаг мы отвоевали, Кира (слева) ещё держит его, но уже выпускает, и я тоже выпускаю, потому что я в этот момент начинаю бежать за Анатолием, чтобы ему помочь. Флаг, таким образом, остался у Тупикина, который потом этим хвастался.
Гомофоба и Игнатьева вывели за ограду, куда я не пошла, потому что потом не вошла бы обратно. Взяла телефон у Анатолия и догнала колонну. Радужный флаг снова был в ней, его нёс какой-то незнакомый парень. Через небольшое время к нам приколупались ещё одни гомофобы, причём это было в двух метрах от ограды, за которой стояли полицаи, абсолютно равнодушные. Но, наверное, из-за них гомофобы ограничились словестными нападками, которые я не запомнила, помню только, когда я спросила: "ты кто такой?", один из них заявил: "я русский!". Блян, такое незамутнённое нечто, просто рука к лицу прирастает. Ещё раз услышу такое - наверное, буду отвечать "ты позоришь мою нацию".
Игнатьев присоединился к нам минут через 20 и забрал свой флаг, который благополучно донёс до конца. Ему пришлось отказаться от претензий к нападавшему, чтобы вернуться на шествие.

Мы шли и кричали, а за нами бил барабан - это самба-бэнд на сей раз стала очень громкой и отбивала какой-то собственный ритм, не согласующийся с кричалками. Когда этот барабан начал бить, резко стало ничего не слышно. Но вскоре мы ушли вперёд, и барабан пропал из поля слышимости. А когда мы шли по узкому проходу, впереди наконец-то запели "ла-ла-ла", а ещё через какое-то время донеслось и "Путин хуйло". Я тоже пела. Ещё были какие-то лозунги, антипутинские и просто "нет войне!", но мало. Таких организованных кричалок, как у нас, впереди не было. Антимилитаристская коалиция пользовалась чем-то традиционно-леваческим. Кстати, вот её баннер:


АК
Тоже красивый и оригинальный, но внимание обращается только на страдания а) мужчин б) солдат.

Ещё пара плакатов нашей колонны


Людмила Хорунжая

Мы повернули на широкий проспект Сахарова. С правой стороны бульвара наплывал баннер типа "Русские за мир". А мы подняли тему политзаключённых, а именно Дарьи Полюдовой, краснодарской левой активистки, которая пыталась организовать марш за федерализацию Кубани. Про попытку провести марш за федерализацию Сибири, наверное, все слышали - это то же самое, только масштабов таких не удалось накрутить, потому, наверное, сибирских организаторов попрессовали и отпустили, а Дарью посадили в СИЗО. Там всё серьёзно, надавно её внесли в список экстремистов вместе с двумя другими организаторами, которые успели смыться в Украину. Так что, я подумала, марш Мира - отличный повод выступить в её поддержку. Взяла фотографию из её аккаунта и распечатала с подписью.


Там на фото стоит дата - 2 августа этого года, незадолго до её ареста.
Кстати, можно написать ей письмо в СИЗО - 350063,Краснодар.а/я. 48-22 СИЗО-5. Полюдовой Дарье Владимировне. И вложить конверт с чистой бумагой, если хотите получить ответ.

На проспекте Сахарова мы несколько раз покричали "Свободу Дарье Полюдовой!".
Вскоре шествие подошло к концу. Мы остановились практически у самого выхода. Народ хотел сворачиваться, я предложила подождать немного - пусть отходящие нас видят. Вот мы в конце


Людмила Сизова

Я отошла на несколько минут, посмотреть, что да как. Наверное, в этот момент меня и засняли, иначе как бы я ещё оказалась на фоне флагов солидарности


Фиолетовой части флага не видно и поэтому он получился такой суровый. И щека с феминистким символом. Это правая, невредимая, а постардала другая, левая.

Когда я вернулась, участницы уже сворачивались. Настя попросила взять плакат, что на первой фотке. Сказала, повесит у себя в общаге. Здорово:) Я отдала, конечно. Так он принесёт больше пользы, чем вынести его на пару мероприятий и всё.

Не знаю, насколько нам удалось передать то, что было заявлено в повестке - собственно, пункты, изложенные в начале поста. Ни плакаты, ни кричалки этого не отражали в полной мере, конечно. Но, пожалуй, так и не бывает на шествиях. Более детально свою позицию можно донести либо в выступлении, либо в листовке. Митинга не было, а если бы даже был - я сомневаюсь, что удалось бы получить там слово. А листовки надо было сделать, да. Но я не могу тоже сама всё делать. Нужно участие других людей в организации.
Главное, нам удалось донести идею, до более прошаренных: феминистки против войны, для менее: женщины против войны. Это уже означает отказ обсуживать воинов, рожать и воспитывать "сыновей для войны", обслуживать государство. которое ведёт войну.

Всем мира!

шествие, анархо-феминизм, война, фем-активизм, акция, политзаключенные

Previous post Next post
Up