Микро-мачизмы

Sep 25, 2014 20:02

Микромачизмы (термин Луис Бонино) - техники скрытого психологического насилия, принуждения. О них важно писать, осознавать, рефлексировать их, потому как многие думают, что насилие, дискриминация, в том числе гендерная, проявляется только в видимых, однозначных вещах. Это совершенно ошибочная точка зрения. Я бы сказала, что дискриминация - она как айсберг, у которого только 10% находятся на поверхности, а остальные 90% невидимы. Процентное соотношение может быть и другим, но факт, что есть огромный пласт дискриминации, насилия, не заметной, особенно для людей, которые сами с этой дискриминацией не сталкиваются. Но часто и для тех, кто сталкиваются, если у них нет знаний о скрытом психологическом насилии. Они могут отнести это не на счёт системной дискриминации, а на свой личный счёт. Могут чувствовать психологический дискофрт, но не понимать, от чего он возник. Чувствовать упадок сил, уменьшение энергии, исчезновение энтузиазма, чувстсво вины, исчезновение желания что-то делать. Всё это происходит не просто так, а имеет под собой причины. На самом деле, они не такие уж и скрытые, но их не считают причинами, а считают мелочами, которые ни на что повлиять не могут. Реально, самочувствие и поведение людей - следствие именно таких мелочей. С одной стороны, за этим очень интересно наблюдать, анализировать, но в данном случае, когда речь идёт о микро-мачизмах, наблюдать за этим болезненно, особенно когда это происходит с тобой.

Например.
Уровень 1) Женщину исключили из какого-то коллектива потому, что она женщина. Это явная гендерная дискриминация.
Уровень 2) Женщину исключили, объясняя это тем, что она феминистка. Дискриминация очевидна для всех, кто не считает феминизм угнетением мужчин.
Уровень 3) Женщину исключили потому, что она радикальная феминистка. Круг тех, кто считает это дикскриминацией, уменьшился ещё сильнее.
Уровень 4) Женщину исключили на основании каких-то её феминистких действий. Не говоря явно, что это за феминизм, а выставляя её действия в негативном свете.
Уровень 5) Женщину не исключали, но постоянно давали ей понять, что её присутствие нежелательно, её идеи плохи и т.п. Она плохо себя чувствовала в данном коллективе и ушла из него.
Уровень 6) Явных наездов не было, но идеи женщины игнорировали, не было никакой поддержки, только критика. Женщинина почувствовала себя лишней и ушла.
Уровни с 3 по 6 встречаются в наших "антисексистских" сообществах очень часто, к сожалению.

Информацию о микромачизмах я взяла здесь accion-positiva.livejournal.com/22802.html. Это чуть не единственный текст в блоге АП, который мне показался очень интересным и полезным. Очень хорошая классфикация и название. Но она рассматривает микро-мачизмы на примере не просто гендерной дискриминации, а отношений в гетеросесуальной семье. Я согласна, что такие отношения реально, в большинстве случаев, представляют собой психологическое насилие мужчины над женщиной. Но мне самой, во-первых, эта тема не очень близка, во-вторых, применение микро-мачизмов куда шире. Поэтому я текст несколько редактирую. Большинство примеров остались из гетеро-пары, потому что если к ним дописывать другие, и так большой текст раздуется ещё сильнее. Но ещё подчеркну, что микромачизмы используются во многих отношениях, коллективах, и, как правило, являются следствием системной дисриминации: гендерной, классовой, возрастной, дискриминации "своих" над "чужими".

Микромачизмы - это манипулятивные приемы, которые составляют нормализованное в современном обществе поведение привилегированных групп в отношении угнетённых, в том числе мужчин в отношении женщин. Это социально принятое и нормализованное поведение представляет собой требование привилегий, удобств и прав за счет упразднения личностной, ментальной и поведенческой автономии женщин и других угнетённых групп.

Микромачизмы разделяют на четыре категории:

- утилитарные мМ используются для навязывания женщинам «заботящегося», «материнского» поведения в сфере быта
- «скрытые» мМ используются для отвлечения внимания от истинной их цели: навязывания собственных мнений
- кризисные мМ используются с целью поддержания неравноправного статуса-кво, когда он оказывается под угрозой
- принудительные мМ служат для удержания власти через использование психического и морального давления

Все мМ - это практика двойных стандартов: «то, что можно мне, нельзя тебе». Знать, что они из себя представляют и как действуют, может изменить очень многое. Итак, расклад.

Утилитарные мМ. Самые распространенные и наименее видимые. Не активные, а пассивные: важно, не то, что делается, а то, что не делается. С помощью этих мМ на женщин возлагается обязанность по выполнению всего спектра репродуктивного труда, начиная от уборки и кончая поддержанием социальных связей с родственниками и знакомыми. При этом сами женщины полностью уверены, что они тем самым самореализуются, - так возникает положение, когда подчиненная сам выбирает именно такое поведение, которое ожидается от него доминантной стороной. Такая ситуация часто возникает в любой группе, где нужно совместно решать какие-то задачи.

За счет чего это достигается?

I. складывание с себя обязанностей за устройство и функционирование быта. Это всем известная ситуация «ничегонеделания дома» от прямого отказа встать с дивана или прервать диалог с телевизором до провозглашения себя «помощником», как бы ждущим ценных указаний, что и как надо сделать. В коллективе это может быть ситуация, когда при распределении обязанностей люди просто отмалчиваются.

II. использование и абьюз «женской» способности быть полезной. Это ситуация, когда мужчина «приспосабливается» к традиционному распределению ролей (он - добытчик, она - «хранительница очага»), в котором женщине напрямую вменяют обязанности прислуги. Сюда включаются некоторые психологические тактики для убеждения или поддержания в женщинах уже усвоенной ими идеи о том, что им «от природы» назначено исполнение облуживающих других ролей: мать, кухарка, сексуальная партнерша, домработница, управляющая, психолог, социальный работник, секретарша, официантка, телефонистка, портье и складывательница в ящики мужского белья. Индуцирование исполнения этих ролей осуществляется тремя способами:
   1. Делегирование работы по поддержанию социальных связей. Женщину убеждают в том, что она должна заботиться о качестве жизни партнера и о поддержании с ним полноценных отношений, в том, что воспитание детей и забота об их здоровье касается в первую очередь - а чаще исключительно - только ее. Также на ее ответственности находятся отношения с семьей и друзьями партнера. Это работа называется «эмоциональной», и это именно работа, а не что-то иное, на нее уходят время и силы и за нее приходится «отчитываться».
 2. Скрытые принуждения. Это неозвученные требования и приказы, выражаемые в жестах, мимике, невинных вопросах и комментариях, призванные спровоцировать автоматизированные женщиной отклики «заботливой наседки» и таким образом заставить женщину выполнять эти требования и приказы, не отдавая себе отчета в том, что то, что она делает, она делает не по собственному желанию, а под невидимым давлением. Кроме того, так как эти требования и приказы не озвучиваются, это означает, что они никогда не существовали, а значит, не нуждаются в ответной благодарности за их исполнение. Именно эти мМ заставляют женщину вставать из-за стола за солью, идти открыть, когда кто-то звонит в дверь, вести мужчину к врачу и покупать ему одежду и обувь. Знаменитый вопрос: «А где?...» без того, чтобы ранее совершались попытки найти нужное, в действительности означает: «Найди, принеси и подай».
      3. Отказ в помощи и ответной заботе. Вытекает из традиционной убежденности в том, что на самом деле заботиться надо только и именно о мужчине (даже не о детях). Обыкновенно отказ помочь женщине или позаботиться о ней выражается или прямо/открыто и мотивируется «неумением», или тактиками бойкота. Если женщина заболевает, то обычно это «ничего серьезного», если она не успевает сделать что-то из-за перегруженности на работе и в быту, то обычно это «не уметь распределять время». В-общем, если у женщина чувствует моральный или физический дискомфорт - это остаётся её проблемами.

III. сама собой разумеющаяся «помощь мужу» в его работе. Женский вклад в карьеру мужчины. От материального содержания, пока он пишет диссертацию, до написания этой самой диссертации. Приоризация интересов партнера в трудовой сфере (вынужденные переезды, оставления женщиной собственного рабочего места «ради семьи»), бесплатная работа в «деле/предприятии» партнера. Ситуация, когда совместный проект выдаётся за деятельность мужчины, причём часто это бывает неявно - без официального авторства, но результат деятельности перед другими людьми представляет мужчина, в результате в их глазах это он работает, он творческий человек, молодец, а она фигнёй страдает.

ВАЖНО: всё вышеизложенное проделывается женщиной «самостоятельно», «по собственному желанию».

Скрытые микромачизмы. Это уже не просто использование другой личности для личного материального благополучия, это уже эмоциональные удары различной интенсивности.

I. Создание ситуации недостатка общения. мачист пытается занять ведущую позицию морального авторитета в отношениях, позиционировать себя как того, кто решает, что, сколько, когда, застолбить за собой право НЕ договариваться и НЕ принимать в расчет никого. Применяемые тактики:
1. Молчание. Тот, кто молчит в ответ на обращения к нему, навязывает молчание партнеру. Молчать - это не только не разговаривать, это не чувствовать себя обязанным разговаривать, объяснять или информировать, поэтому молчание может позволить себе только тот, кто доминирует в отношениях. Когда мужчина отказывает женщине в диалоге, он тем самым заставляет ее заполнять коммуникативное пространство (обычно она начинает «орать» или «истерить»). Потом можно её же в этом обвинить, назвать агрессивной и возложить на неё вину за ухудшившиеся отношения в группе/паре. Отказ в диалоге сопровождается обычно тем, что терапевты называют «телепатическими ожиданиями», то есть навязыванием женщине обязанности расшифровывать то, что думает/чувствует мужчина.
2. Отстранение и показное плохое настроение: следующая стадия маневра молчания, наступающая в том случае, если «она не затыкается и не отстает» в ответ на его молчание. В этих случаях мужчина или просто уходит, или начинает чем-нибудь заниматься. Теперь представим ситуацию: этого мужчину вызывает начальник и начинает на него орать - в ответ мужчина либо молча выходит из кабинета, или раскрывает газету и углубляется в чтение. Представили? - Я тоже нет, потому что такого не было и не будет, разве что в кино покажут.
3. «Ни во что не ставить» - не признавать физические, материальные и психические потребности женщины. Не признавать ее профессиональные успехи или ее вклад в организацию быта. Именно эти маневры «незамечания» создают настоящую психическую зависимость женщины: она начинает стараться еще больше, выглядеть еще лучше, готовить еще вкуснее, йога, пилатес, духовное усовершенствование и самое эротическое белье. Всё, что вам нужно сделать, это всё съесть, всем воспользоваться и «ничего не заметить». Иногда «незамечание» принимает форму «засадного поведения»: ничего не предпринимать для решения того или иного вопроса и ждать, пока женщина возьмет на себя инициативу, чтобы потом раскритиковать ее.

II. Псевдо-коммуникация. Имитация процесса диалога и «переговоров» относительно того, что мужчина для себя уже решил. Он дает женщине выпустить пар, долго и пространно излагать ее точку зрения, даже обсуждает с женщиной проблему, но никогда - способы ее решения (это обсуждению не подлежит). Часто такие псевдо-диалоги сопровождаются обвинениями женщины, что она провалила «переговоры» своей эмоциональностью или неумением правильно выражать свои мысли: «Если бы ты мне сказала это другим тоном!..»

III. Не-ответственность. Это маневр с двойным дном. Состоит в том, чтобы не признавать себя ответственным и не давать объяснений, и в то же время - требовать ответcтвенности и объяснений от окружающих:
 1. Обвинение. Все «не так», потому что женщина виновата, не справилась, плохая жена, плохая мать, просто дура, кастрирующая и пр. Женщина виновата за 1) то, что происходит в мире 2) то, что происходит с мужчиной 3) то, что она чувствует себя неудобно от его обвинений (тут она или «преувеличивает», или «сошла с ума, истеричка»). Маневр обвинения очень выгоден, так как ставит обвиняющего в позицию судьи, а судья автоматически ни в чем не виновен.
2. Самооправдание. Излюбленным методом является проекция. «А откуда я знал?», «Да, но...», «Это ты меня довела», «У меня нет времени», «Это невозможно», «Я же ненарочно забыл». Собственные ошибки не имеют значения и ошибками не являются: это незаслуженные упреки. «Куда ты дела мои запонки?» - сакраментальный вопрос, когда задающему его прекрасно известно не только то, что запонки он потерял, но и где это было.

IV. Принятие решений за других. Мачист совершает какое-то действие, затрагивающее других, без согласования с ними. В результате люди, которые этим решением недовольны, вынуждены тратить ресурсы на то, чтобы отменить его, зачастую - доказать мачисту, что оно им вредно и ненужно. В процессе мачист широко применяет предыдущий пункт.

ВАЖНО: скрытые мМ никогда не признаются.

Кризисные мМ - это широкое применение пассивно-агрессивной тактики:
I. Пассивное сопротивление и саботаж. Прекратить общение и сидеть с козьей мордой, вздыхать и отрицать, что что-то не так (знакомо, не правда ли?). Универсальный пессимизм и мрачные перспективы: все ужасно, плохо на работе, плохие новости по телевизору, я плохо себя чувствую. Создание общей атмосферы дискомфорта и приближающегося конца света: перегоревшая в коридоре лампочка не будет заменена, сколько бы об этом не просилось. Ничто не будет сделано, когда это необходимо, важные вопросы будут забываться или игнорироваться, а при попытке получить объяснения по этому поводу, вас обвинят в том, что вы пытаетесь контролировать и обесценивать. Вас попросят не залазить на чужую территорию и уважать границы личности. «Ну, смотри сама», «Тебе лучше знать», «Делай, как хочешь, только оставь меня в покое» - три стопроцентно пассивно-агрессивные фразы.

II. Откладывание на потом. Если женщина не поддается на пассивно-агрессивные манипуляции, то мужчина применяет тактику откладывания на потом. «Да, что-то не так в наших отношениях, но мне сперва необходимо подумать, прежде чем что-то решить», «Дай мне время, я не могу вот так сразу взять и все поменять», «Давай поговорим об этом в другой раз», «Посмотрим, что можно будет сделать». Всё это не более, чем пустые декларации. Здесь мужчина предпочитает, чтобы женщина была истощена, впала в отчаяние, в депрессию, прежде чем признать, что он ведет себя нечестно по отношению к ней. В большинстве случаев, мужчина просто не думает о том, как отразится его позиция на женщине - он просто выжидает, когда она устанет возмущаться, требовать или просить, и всё вернется на круги своя. То же самое может произойти в любой группе, где людей с проблемами пытаются просто заткнуть, типа: "прекратите", "давайте обсудим это потом", "твоя конфликтность мешает работе" или просто не обращать внимания.

ВАЖНО: обычно кризисные мМ означают начало конца отношений.

Переход к принудительным микромачизмам часто становится и переходом из дискомфортных отношений к гендерному насилию (со всем его спектром). Принудительные микромачизмы - это уже открытые попытки контролировать поведение женщины, лишить ее личного времени, ограничить ее возможности принимать решения. Эти мМ уже мало чем отличаются от прямой агрессии:

I. Личная экспансия за счет женщины. Эта тактика основывается на идее, что мужчины имеют приоритет на использование физического пространства и времени, так как они заняты «более важными делами», чем кто бы то ни было. Личная экспансия за счет других становится нормой для мужчин и практически запретом для женщин. Примеры микромачизмов пространственной экспансии: разбрасывать одежду, монополизировать телевидение (к просмотру разрешаются только те программы, которые интересны мужчине), запрещать музыку в доме или навязывать собственные музыкальные вкусы, запрещать использование другими членами семьи отдельных предметов мебели (кресло, диван) или аппаратуры. Примеры микромачизмов временнóй экспансии: создавать и использовать свободное время для себя (например, в выходные или после работы), свободное время для женщины не только не мыслится, но и осуждается, как «безответственность», «ленность», «плохая хозяйка и мать»; искусственно создавать «срочность» и «неотложность» в делах, которые таковыми не являются, что дает возможность мужчине присутствовать и отсутствовать по своему усмотрению; отказываться разделить свое время с другими (чаще всего выражается в отказе посвящать свое время детям).

II. Обесценивание мнений и решений женщины за счет «мужской логики», которая представляется как некая «высшая» форма мышления. При этом «мужской логикой» является то, что выгодно ее применяющему, а «женскими глупостями» - то, что невыгодно.

Хотя по отдельности микромачизмы могут показаться банальными и незначительными, «глупостями» или «странностями» поведения, их настоящее значение - в постоянном и комбинированном применении, которое создает токсический климат в отношениях, проживаемый жертвой как «несение бремени, тяжести», как постоянные разочарования, огорчения и чувство бессилия. Постепенно это приводит жертву к различной тяжести эмоциональной дестабилизации, даже если практика микромачизмов не эволюционирует в практику открытого гендерного либо другого насилия. Жертва теряет личностную автономию и во многом становится неспособной к принятию самостоятельных решений (слишком много приходится согласовывать и слишком многое иметь в виду).

насилие, психология, феминизм

Previous post Next post
Up