О пользе лени. Инструкция по продуктивному ничегонеделанию

Aug 12, 2014 23:59

Мозг хочет, чтобы мы ленились.
Издательство «Альпина Паблишер» готовит к выходу книгу американского ученого Эндрю Смарта «О пользе лени. Инструкция по продуктивному ничегонеделанию». Автор обосновывает право человека на праздность, обращаясь в первую очередь к аргументам из области нейрофизиологии. Именно в моменты нашего безделья нейроны способны порождать наиболее глубокие и творческие мысли.

«Праздность - одно из самых важных занятий в жизни, и я надеюсь убедить в этом своих читателей. Да, во всем мире растет количество рабочих часов, а в каждой книге по организации времени нам твердят, что мы можем и должны успевать больше. Но мое послание прямо противоположно. Мы должны делать меньше: по сути, мы должны лениться. Данные нейронаук говорят о том, что нашему мозгу нужен отдых, и немедленный».
«Можно проследить истоки современной одержимости работой и эффективностью в заблуждении Лютера о том, что бедность проистекает из лености, а не из сложных социоэкономических обстоятельств. Лень стала считаться злом. А изучай Лютер социологию, наш ежегодный отпуск мог бы длиться больше двух недель».
«Научное понимание мозга несовместимо с лютеранским или христианским взглядом на человека, а также с нашей рабочей этикой. Наша хваленая рабочая этика, как и рабство, - культурный институт, который возник из общепринятого, но ошибочного представления о человеке».
...
Этот Эндрю Смарт покусился на святое. Он ставит под сомнение необходимость успевать как можно больше. Его книга посвящается всем невротикам нашего времени. Всем тем, кто заполняет свою жизнь бурной деятельностью и каждую минуту простоя считает преступлением. Она посвящается всем нам.
Все вокруг заставляет нас работать как можно больше. Этому нас учили родители. К этому нас принуждали учителя, готовые влепить двойку только за то, что ты смотришь в окно, а не записываешь в тетрадку свойства жирных кислот. Нас учит этому христианская мораль и индустриальные ценности. Им на помощь приходят неврозы. Дела обеспечивают контакт с жизнью, а потом заменяют саму жизнь. Когда ты вечно занят, исчезает страшный вопрос об осмысленности твоего существования.

Наша жизнь распланирована по минутам: встреча, лекция, совещание, написать отчет, отправить письмо, провести переговоры, потом снова встреча, снова совещание… Когда какое-то количество писем и отчетов вдруг в сутки не умещается, мы отправляемся на курсы тайм-менеджмента или покупаем книжку в духе «Как запихнуть тысячу дел в двадцать четыре часа».

Мы тратим часы и сутки на освоение методик управления временем. И снова ничего не успеваем. И снова десять минут безделья оцениваются нами как самый страшный грех, на фоне которого лжесвидетельство и прелюбодеяние воспринимаются как невинная забава.

Работа заполняет всю нашу жизнь. Благодаря планшетам, ноутбукам и смартфонам мы можем трудиться всегда и везде. Даже закрывшись в сортире, мы вполне можем составлять корпоративные отчеты. А вскоре нам и гаджеты станут не нужны. Интерфейсы будущего позволят набирать текст или редактировать таблицы одной лишь силой мысли. Тогда мы окончательно лишимся повода отлынивать от работы.

Праздность перестала быть привилегией высшего класса. Чем круче должность, тем больше заполнено время. Мы с отвращением взираем на подчиненного, который рискнул позволить себе пять минут безделья. «Та-а-ак… А почему это мы не работаем? У нас что, все дела сделаны?» - кричим мы, демонстрируя высочайший уровень корпоративной этики.

Избавить от бесконечной череды дел может разве что могила. И то, подозреваю, скоро люди будут приходить на кладбища, дабы напомнить покойным о необходимости посетить совещание или сдать отчет.

Мы работаем, работаем, работаем… Еще бы, ведь это символ успешной насыщенной жизни. А потом валимся в изнеможении и затыкаем свой уставший до бесполезности мозг жвачкой из сериалов, новостей и глупых картинок в социальных сетях. Времени подумать нет совсем.

Есть байка о знаменитом физике Резерфорде. Однажды вечером ученый зашел в лабораторию. Хотя время было позднее, он застал там одного из учеников.

- Что вы делаете здесь в этот час? - спросил Резерфорд.

- Работаю, - ответил юноша.

- А что вы делаете днем?

- Работаю, разумеется, - отвечал ученик.

- И утром тоже работаете?

- Да, профессор, и утром работаю, - подтвердил ученик, рассчитывая на похвалу.

Резерфорд помрачнел и раздраженно спросил:

- Послушайте, а когда же вы думаете?!

Собственно, об этом и книга Эндрю Смарта. О том, что мозгу надо дать перерыв, чтобы он смог думать по-настоящему.

«Увеличение рабочих часов особенно изумляет вкупе с недавним взрывом популярности темы тайм-менеджмента - книг о том, как “сделать все прямо сейчас”, и соответствующих тренингов. В онлайн-магазине Amazon я насчитал девяносто пять тысяч книг по тайм-менеджменту. Нужно очень хорошо распоряжаться своим временем, чтобы прочесть их все. Учитывая, что в среднем каждая насчитывает двести страниц, это девятнадцать миллионов страниц текста про управление временем. Чтобы осилить их все, пришлось бы читать по три книги в день на протяжении семидесяти двух лет».

«Мобильные устройства круглосуточно семь дней в неделю обеспечивают нас уведомлениями о работе. Физически не осталось таких мест, где мы не можем работать. Разум никогда по-настоящему не отдыхает. Современный информационный работник всегда на посту.

С точки зрения капиталистических инвесторов, страх проиграть в бесконечном состязании эффективней довлеющих над работниками начальников и надсмотрщиков. Одержимость работой - разновидность внешне навязанного порядка, будь то расписание, список дел, рабочий процесс, бессодержательные проекты и техники управления временем или требования заказчика, который хотел получить желаемое еще полгода назад. Мы должны спросить себя, зачем и для кого мы столько работаем?»

«Вспомните: в мозге сто миллиардов нейронов, соединенных двумястами триллионами синапсов. Его деятельность регулируется удивительным оркестром электрической активности, синхронизирующей и десинхронизирующей отдельные нейроны и целые области мозга для создания сложной гармонии, которая позволяет нам быть людьми».

«У нашего мозга тоже есть автопилот. Он включается, когда мы погружаемся в состояние покоя, ослабляя “ручное управление” своей жизнью. Он в курсе, куда мы в действительности хотим пойти и что делать. Но единственный способ узнать, что известно нашему автопилоту, - перестать управлять “самолетом” и позволить программе вести нас. Как летчикам, устающим вести борт вручную, нам всем нужно отдыхать и чаще доверяться автоматике».

«Мысли, которые приходят на ум в периоды безделья, зачастую поднимаются из глубин бессознательного и не всегда бывают приятными. Однако мозг привлекает наше внимание неспроста. Благодаря бездействию великие идеи, погребенные в бессознательном, получают шанс проникнуть в сознание».

«Позволяя мозгу отдыхать, мы даем ему возможность задействовать механизмы нелинейности и случайности, усилить его естественную склонность объединять образы восприятия и памяти в новые представления. Байки о писателях и художниках вторят недавним психологическим исследованиям: чтобы раскрыть творческий потенциал мозга - эту сложную нелинейную систему, - нужно разрешать себе долгие полноценные периоды праздности. Как минимум отдых столь же важен для здоровья мозга, как и направленная умственная деятельность, а то и важней».
Источник

=============================Дальше идёт текст от меня
Первый парадокс заключается в том, что право на праздность надо обосновывать. К сожалению, это действительно так, к людям, которые редко работают, относятся без уничижения, только если у них много денег, и то не все и не всегда. В отношении людей без выдающихся финансовых успехов преобладают мнения "лентяйка, дармоедка" и т.д. Если личность бедна, живёт на маленькую сумму, общественное, скажем так, недоумение и давление возрастает ещё больше. Ну как вообще можно не хотеть новую шмотку, смартфон, новое образование, в конце-концов:) Надо чем-нибудь заняться!
Феминистки делают некоторые успехи на пути легитимации праздности, заявляя протест второй и третьей смене для женщин. Протест вызывает и то, что эти смены неоплачиваемые, и то, что у женщины совсем не остаётся свободного времени.
Однако от мыслей, изложенных в статье, общие феминистские настроения ещё очень далеки. Не говорю за всех, но самый популярный, и, насколько я вижу, единственный чётко описанный феминистский идеал - это карьера. А ведь одно это, даже без 2-3 смены, жрёт очень много времени. 8 рабочих часов часов, плюс час обед, плюс два часа на дорогу (это в среднем, бывает и больше), плюс тот утренний час, который ты собираешься - считай, потерян. Итого 12 часов, 12 часов 5 дней в неделю! Мне кажется, это дико много. Если спать хотя бы 8 часов (минимум для высыпания), остаётся всего 4 свободных часа. Ок, они реально свободны у тех, кто без 2-3 смены. Но это же мало! Я помню по себе, что за это время толком даже не получается отойти, расслабиться. Смотришь какой-нибудь фильм, или читаешь книгу, и больше ни на что не способна. Или идёшь куда-то/встречаешься с кем-то. Одно дело/встреча сжирает всё твоё свободное время.
А ведь у любой персоны, даже если она живёт одна, есть какие-то дела и помимо работы. В результате, время у работающей - вроде всего 8 часов в день! - личности очень мало и ограничено. А те, кто "делает карьеру", часто на работе и сверхурочно торчат.
Я, правда, совершенно не согласна, что "чем круче должность, тем больше заполнено время". Наоборот, трудящимся низкостатусных профессий - в сфере обслуживания, физического труда - приходится трудиться больше, потому что за это и платят меньше, и рабочий день зачастую больше.
Факт в том, что рынок труда, мягко говоря, не соответствует желаниям трудоспособного населения. Даже если конкретная деятельность нравится - выполнение её каждый день по 8 часов, одно и то же, способно убить симпатию к любому делу.
Люди приспосабливаются, привносят в свой рабочий процесс дела, которые способны сделать его не таким скучным и отвратительным. Вылезают в интернет, общаются с коллегами, обставляют рабочее место приятными вещами, стараются нарядиться и так далее. Это необходимые процессы. Я чувствовала их на себе - гораздо легче было находиться в дружественном коллективе, где есть с кем поболтать. Но ещё больше мне хотелось выкинуть из своей работы на фиг все перекуры, обеденный перерыв и просто периоды тупняка, в который время от времени спадаешь, перегорая. Это сократило бы время пребывания в офисе как минимум на 3 часа.

Конечно, работать 6 часов без передышки тоже тяжело. Важно не просто сократить рабочий день, а повысить стоимость труда, пересмотреть систему.
Сейчас людям, которые готовы на некоторый дауншифтинг - на практике это означает всего лишь снижение потребления, не так страшно - приходится нелегко. Конечно, по сравнению с прошлыми десятилетиями, что уж говорить о веках, мы достигли серьёзного прогресса. По крайней мере, стало вообще возможно существовать, тратя на работу меньше времени, чем стандартный рабочий день. Например, в СССР было такое понятие, как "полставки". Есть ли оно сейчас? Я чего-то не встречаю нигде. Зато сейчас широко распространён фриланс. Но, там, конечно, загвоздка - платят меньше, чем в офисе, то есть дауншифтинг становится ещё глубже. Фактически, сокращая рабочее время вдвое, доход сокращаешь вчетверо. Плюс ещё приходится постоянно искать заказы - тратить на это время. Потому что сфера фриланса довольно ограничена, там серьёзная конкуренция, в которой приходится участвовать постоянно.
Я вижу, что в статье, по крайней мере (может в книге), не поднимается этот вопрос, практический - где взять средства к существованию, чтобы было время на праздность. А меня этот вопрос занимает больше всего, потому что комплексы, связанные с "бездельем" и "ленью" я уже похерила - не то чтобы полностью, но близко к тому. У меня частенько возникает тоска по активистской деятельности, в голове много проектов, которые я могла бы сделать, и да, становится немножко стыдно за неделание, плюс сожаление об упущенных возможностях, прошедшем "зря" времени. Но на практике, если проекты, которые я могу теоретически сделать в одиночку, я не делаю - значит, они нелегки для меня. А собрать людей на групповой проект - вообще целое дело, довольно сложное. Если я это не делаю, значит, у меня не хватает сил, энергии, а значит, то время, которое я, скажем, сидела в интернете, не "потраченное зря", а потраченное на оптимальное соотношение моих желаний и возможностей.

Однако проблема средств к существованию стоит, стоит остро, и я заинтересована в решении этой проблемы на глобальном уровне. Я заинтересована в 4-часовом рабочем дне, очень сильно. В расширении фриланса и упорядочивании его, чтобы в одном поле не сталкивались десятки тысяч работодателей и сотни тысяч соискателей. Чтобы людям, которые работают на фрилансе, не приходилось одновременно выступать менеджером по продажам&кадрам. Чтобы был доступен и хорошо оплачивался физический труд. И чтобы можно было выполнять разную работу, а не быть заложницей одной профессии на всю жизнь.

Как-то так. Вообще мой идеал - это мир без денег, где люди просто выполняют текущие задачи, постоянно что-то изобретают, исследуют, мастерят. Но я не очень-то надеюсь до такого дожить, если не уйти в какую-нибудь коммуну. Хотя теоретически это возможно - например, здесь можно почитать. Тут, правда, о праве на гарантированный доход, но он не обязательно должен исчисляться в деньгах, может в питании, жилье. Так даже лучше.
А сокращение рабочего дня есть шанс выбить уже сейчас. Пока хотя бы до 6 часов. И ещё, на мой взгляд, в рабочую повестку нужно ставить расширение рабочих мест, которые приносят пользу обществу и интересны для трудящихся, вместо тех, которые нужны только корпорациям. Сейчас рабочая борьба идёт в основном так: устроились в какую-то отрасль на такую-то профессию, и там уже борются за улучшение условий труда.
Очень не хватает требования себе рабочих мест, не тех, которые были до сокращения, а принципиально новых. Сейчас рынок формируют корпорации и государства, а мы такие марионетки - кушаем, что дают. Так не должно быть.

капитализм, работа

Previous post Next post
Up