Танос: первый злодей, похитивший мое сердце

May 14, 2018 14:42

Я долго думала, как назвать свой отзыв на «Войну Бесконечности», но решила, что надо быть честной. Практически все мои размышления, за исключением отдельного параграфа про Тора, они так или иначе приводят меня к таносу, и в этом плане замысел авторов очередной части мифосаги про супергероев удался.

В мире комиксов, как в любом развитом искусстве, есть свой язык, зная который, можно не только наслаждаться внешней феерией, идентификацией с любимыми сверхъестественными существами, и сюжетными перипетиями, но и нырнуть глубже на уровни коллективного философско-политического бессознательного, где огромный мемплекс Западной Культуры пытается переварить актуальные вопросы своего бытия; и на уровень психологический, где специфическим языком комикса говорят о человеческих эмоциях.

К примеру практически во всех фильмах DC и MARVEL разрушения, причиняемые героем(всегда) и антигероем (почти всегда), являются отражением и выражением его страдания в различных его формах. Если это не происходит, то персонаж, и герой и антигерой для нас остается «плоским», «картонным» и «недостоверным». Мы хорошо воспринимаем этот язык, и считываем это даже не отдавая себе в этом отчет.

Сложности с использованием этого приема случаются довольно часто: к примеру Хела, Богиня Смерти, и по своей сути должна должна быть слишком склонна к чрезмерной рефлексии, или быть вообще уязвимой. В результате столкновения архетипа и психологии победил архетип, и в результате персонаж не спасла даже чудесная актриса.

А вот в «Войне Бесконечности» совершенно резонно фокус был сделан на антигерое, ранее стоявшем в тени, но являвшимся источником массы сюжетов для разных супергероев во всех частях Вселенной Марвел. И теперь этот герой выходит из тени, и если отбросить логику, то он единственный супер-злодей, на которого я серьезно запала.

Танос и Бог Вранья

Во-первых Танос вышедший из тени предстает перед нами совершенно обнаженным. Все его душевные устремления и эмоции, слова и действия подлинны. Не зря же он убивает Локи буквально в первых же кадрах фильма.

- Прими мою бессмертную верность, - говорит Локи.

- Верность? - Переспрашивает Танос, и убивает Локи, демонстрируя тем самым, что его верность столь же верна, как и его бессмертие бессмертно. То есть никак. Этот ход имеет значение в символической эпопее Таноса: он убивает Ложь, потому что она ему претит. Ритуальным убийством Бога Козней, Вранья, Лицемерия и Притворства он демонстрирует отказ от этих качеств.

Позднее в сюжете он скажет Гаморре, своей дочери: «врать я тебя не учил».

В современном мире, уставшем от постправды, манипуляции информацией, двойных стандартов, лицемерия и лжи Танос со своей паладинской правдивостью подкупает. Эта же правдивость демонстрирует и степень его мощи: только очень сильный может себе это позволить, так же как и милосердие, эмпатию к врагам и скорбь в минуту тяжелого выбора.

Теперь обо всем прочем. Голливуд уже не в первый раз возвращается к антигероям, стремящимся к уничтожению во имя спасения человечества, потому что эта тема не теряет свою актуальность.

Танос и Мальтузианская ловушка:

Томас Мальтус, английский священник и ученый оставил нам в наследие теорию, согласно которой неконтролируемый рост населения неотвратимо приведет к голоду.

Мальтусу жестоко не повезло, он родился как раз на заре британской Индустриальной революции, повысившей эффективность промышленного и сельского хозяйства, изобретению гигиены и прививок. История посмеялась над Мальтусом, а человечество приспособилось к своей численности и продолжило взрывной рост.

Однако законы, высказанные Мальтусом вдохновляли Дарвина и в конечном счете достаточно верны… для всех живых организмов кроме человека. Дальше про Мальтуса почитайте сами: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мальтус,_Томас

Танос одержим и служит идее спасти Вселенную от самой себя, уменьшив вдвое население, обеспечив оставшихся бОльшим количеством ресурсов. Ради цели всеобщего благоденствия он жертвует собой, своей дочерью и претерпевает массу душевных страданий. Он несомненно страдает, и по законам жанра Супергероев его страдания очень велики (примерно на полвселенной).

Благодаря массе мелочей (в основном показывающих эмпатию и сопереживание Таноса боли других) мы понимаем, что перед нами не бесчувственный психопат, но одержимый, взваливший на себя функцию, которую люди называют «божественной», в том числе потому, что нравственный груз ее слишком разрушителен для смертного. И об этом говорит Локи, в духе древних саг перед смертью изрекая пророчество «Тебе никогда не стать Богом».

Но не смотря на страдание, Танос идет вперед. He is fine and just carry on, and do the job. Нельзя не заметить как его образ перекликается с республиканским идеалом Патриота США. И его противники, если мерять их их поступками, не имеют перед ним морального превосходства. Его дочь Гамора также не стала медлить, и когда встал выбор между спасением человечества и убийством Отца - поступила также, как позднее поступит с ней ее Отец.

Мы знаем массу провалившихся попыток «спасти человечество», и по крайней мере одну удавшуюся. Я имею в виду, конечно, изобретение и испытание Ядерной бомбы на населении Хиросимы и Нагасаки, установившее долгий мир без Мировых Воин. Вот уже второе поколение растет в мире без военных конфликтов с миллионными потерями. Ибо страх очень высок.

Этот сюжет был освещен в фильме «Watchmen», где антигерой уничтожает главные города США и СССР с многомиллионным населением, чтобы положить конец Холодной Войне и установить тот же вечный мир. Успешно.

Танос тоже преуспевает в своей миссии, и следом за этим приходит к нему и расплата, полностью которую мы сможем наблюдать во второй серии «Войны бесконечности».

О Бессмысленности:

Разумеется план Таноса бессмысленный. При всей его грандиозной жестокости и жертвах этот план задержит развитие по крайней мере разумного населения планеты Грязь не более чем на поколение, и уже через 25 лет со всеми конпенсаторными эффектами человечество скорее всего вернется к «дощелчковой» численности. И Таносу придется щелкать варежкой каждые 25 лет.

Этот график кстати показывает, что наиболее эффективная стратегия это не убийство и не война, а сокращение рождаемости. Если бы танос мог щелкнуть пальцами, заставив каждую женщину на Земле рожать всего лишь одного ребенка, то через те же самые 25 лет население само сократится до нужных масштабов, без ужасов развеивания пеплом.

Напоследок я напишу про Тора, так как он мой любимый супергерой и тоже в этом фильме классически раскрывается в своей Боли как Человек и Славе как Архетип. После того, как Тор теряет все, народ, Асгард, Отца, Власть и Брата он запускает в кузнице Альфов нейтронную звезду. Символизм там такой, что у меня конечно волосы дыбом стояли, и нельзя не отметить великолепное решение превратить Питера Динклейджа в гиганта.

Пожалуй эта сцена заслуживает отдельного анализа как-нибудь попозже.

фильмы, отчеты

Previous post
Up