После осмотра
правительственных зданий Тхимпху, мой гид и по совместительству водитель, повез меня в город Пунакха, бывший столицей Бутана до 1955г. Если дорога из Паро в Тхимпху является почти настоящим "хайвеем", и проходит по относительно ровной, по бутанским меркам местности, то дорога в Пунакха уже значительно уже и проложена через высокогорный перевал Дучула (Duchula pass, 3050м). Нужно отметить, что еще не так давно в Бутане вообще не было дорог, а были лишь горные тропы, по которым правда могли пройти не только люди, но лошади и яки. Абсолютно все современные дороги построены индусами. Кстати, история современного сотрудничества Бутана и Индии началась в пятидесятые годы прошлого века, когда Бутан согласился принять помощь Индии в защите границы с Китаем (Тибетом) и начал строительство гидроэлектростанций, предназначенных для снабжения электроэнергией Индии. Дороги до сих пор в основном довольно узкие и сложные. Почти все повороты «слепые», зеркал нет. Редкий водитель рискнет разогнаться свыше сорока километров в час. В Бутане так же нет ни единого, даже совсем короткого тоннеля, правда сейчас собираются строить один, сразу 30км. В Бутане есть единственный современный цельно-железобетонный мост (и то не большой), остальные мосты в основном перестроены с помощью японцев, знающих толк в строительстве мостов через горные реки в районах землетрясений и наводнений. Есть еще традиционные деревянные мосты, но они не автомобильные.
На вершине перевала находится монумент состоящий из 108 пагод и храм посвященные
победе армии Бутана в 2003г. над индийскими сепаратистами, в конце 90х годов обосновавшихся в джунглях недалеко от индийской границы. Поначалу правительство Бутана вело переговоры с сепаратистами, но это не приводило к успеху, скорее наоборот - было воспринято, как "буддистская слабость". После этого был объявлен ультиматум, а затем войска Бутана захватили лагеря сепаратистов и вынудили их покинуть Бутан. Вмешательство индийской армии могло привести к нежелательным осложнениям, тем не менее ее вертолеты вывозили раненых бутанских солдат.
Рядом с монументом обедали студенты, участвовавшие в очистке дороги и горных троп от мусора. В Бутане достаточно чисто, не сравнить с Индией и Непалом, тем не менее некоторые выбрасывают мусор из окон машин. Сейчас правительство проводит компанию по искоренению этой проблемы и по очистке гор.
В Бутане почти всегда обедают, а так же завтракают и ужинают, рисом с перцем-чили, в дороге просто сидя прямо на земле, скатывая руками шарики риса. Мясо едят в основном "по праздникам". Правда, как видно новое поколение предпочитает кушать ложками.
Дальше дорога спускается в жаркую и плодородную долину региона Пунакха.
Повсюду множество храмов, обычно расположенных в отдалении от жилья.
А тут, на холме виден самый главный храм региона - Храм Плодородия, посвященный Святому Сумашедшему (
Temple Of The Divine Madman or Temple of Fertility)
(фото стоит "раскрывать")
(с) Alexander Shafir, Июль 2010