Листая сканированный альбом "Песни каторги", материалы для которого были собраны в Сибири летом 1908 года, естественно первым делом просмотрел текст одной из самых известных песен о Забайкалье. Текст несколько отличается от общепринятой на застольях укороченной версии, но при этом не содержит куплета о страданиях бродяги за правду.
Вот этот:
Бежал из тюрьмы тёмной ночью,
В тюрьме он за правду страдал.
Идти дальше нет уже мочи -
Пред ним расстилался Байкал.
Вот, как выглядит текст песни, записанный составителем на Тобольской каторге.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6501/90789829.25/0_cf370_9a561ee8_XL.jpg)
Впрочем, автор сборника - мусью Гартевельдъ мог и ошибаться, записав действительно укороченную версию. Эта мысль приходит после прочтения предисловия, в котором он пишет:
"Сами сибиряки, при всех их несомненных достоинствах, при их энергии, обилии предпринимательского чутья и выносливости, крайне не музыкальны и совершенно не поют. В сибирской деревне, даже самой богатой и наиболее развитой в том отношении, что туда проникла техническая культура века, вы услышите лишь обычную частушку, с ея примитивным напевом. Единственными носителями музыкальной культуры в этом крае, как это ни странно, являются каторжники, бродяги и беглые, в особенности эти две последние категории".
Утверждать, что в Сибири 1908 года пели только каторжане и бродяги, как минимум некомпетентно.
Есть и другая версия отсутствия куплета о правде. Каторжане, конечно, пели собирателю под надсмотром тюремной администрации. Благоразумно с их стороны было некоторые детали, в составе целых куплетов, конечно, умалчивать.
Click to view