Жесткая и честная статья об укладе жизни кочевников-оленеводов, заставляющая забыть все анекдоты о них и дающая отличное представление о сложностях существования в тундре.
Поводом к написанию статьи стал вопрос к автору: «Вопрос может показаться наивным, но зачем аборигенам олени?... Сколько нужно для кочевки - ну 10, ну 20, плюс собаки»
Попробую прояснить ситуацию, Александр. Только я очень многого не знаю, и совершенно не являюсь специалистом в этом вопросе. Поэтому могу допустить множество ошибок и прошу меня за это не судить. Опишу только то, что я сам видел, и как представляю ситуацию самолично.
И ещё условимся, что я говорю про условия тундры, где образом жизни коренного население является кочевое оленеводство. (В таёжной зоне ханты могут себе позволить иметь всего 30 оленей. У них образ жизни совершенно другой).
Что бы было не скучно читать, вставил фотографии. Только фото я буду вставлять самые разные, не именно того момента о котором рассказываю, но общее представление о ситуации они передать помогут. Некоторые фотографии не мои. Я их переснял на выставке автора - фотографа Анисимова.
Я как-то спрашивал у своих друзей-оленеводов, сколько нужно им оленей, чтобы не считать себя за порогом бедности? Получил ответ, что на семью, состоящую из двоих родителей и 3-х ребятишек, необходимо иметь стадо количеством около 300 голов. Заметь - это количество лишь для того, чтобы не стоять на пороге нищеты!
На наш, европейско-городской взгляд, непонятно - зачем так много? Но, когда начинаешь разбираться, то выясняется, что олень-оленю рознь.
Как минимум всё это небольшое стадо из трёхсот голов делится на 4 части:
1. Быки производители (хоры);
2. Самки (важенки);
3. Молодняк и телята;
4. Рабочие кастрированные быки (хабты);
У каждой этой группы своё жизненное предназначение в стаде и своя иерархия внутри группы.
Самые ценные это конечно важенки - они приносят приплод и не дают стаду сокращаться. Их очень берегут. Их нельзя использовать в качестве транспорта, они должны хорошо кушать, отдыхать, набираться сил, что бы принести здоровое потомство и пару лет водить за собой своих телят, обучая существованию в тундре.
Их не используют ни в работе, ни в качестве пищи. У них не спиливают молодые рога - панты, которые могли бы приносить ощутимый доход, потому что эту операцию олени переносят очень тяжело и лишаются сил и здоровья на долгий срок. А то и самой жизни лишаются иногда... Никто важенку подвергать подобному изуверству даже не подумает.
Здоровая важенка в репродуктивном возрасте стоит весьма дорого, думаю, тысяч 10. И когда вдруг на горизонте появится дикий олень-бык, и за один раз уведет за собой 5-6 важенок, то это согласитесь - весьма ощутимая потеря для небогатой семьи.
В общем, важенок в грузовые нарты почти никогда не запрягают.
Другая группа - это племенные быки производители - хоры!
Это самые дорогие животные. Я думаю, каждый хор может стоить около 15 тыс., а выдающийся и побольше 25-ти. Их не кастрируют, естественно, и поэтому они ведут более вольный образ жизни, по сравнению с рабочими быками. Они более своенравные, злые и отчаянные. Зачастую они менее обучены и на них труднее ездить в упряжке.
Хоры должны быть самыми сильными в стаде. Поэтому их тоже стараются поменьше нагружать работой, конечно же не спиливают им рога при заготовке пантов, и уж конечно не пускают на мясо. Их предназначение давать сильное потомство и не давать стаду сокращаться.
Когда у нас не хватало оленей, что бы перевезти вещи, мы как-то попытались поймать и запрячь в мою нарту одного такого хора… Ха-ха...!
Сначала мы никак его не могли заарканить. Он легко уходил от петли, не смотря на свои раскидистые рога. Потом он сам попался, дурак - попытался атаковать пустую нарту и запутался в ремешках упряжи. Бегал по тундре с этой нартой на рогах, пока мы его не поймали и не повалили. Но он встал, приподняв меня и хозяина-оленевода. Ненец оказался у него на рогах. Хор поднапрягся, приподнял 70 кг мужика и, выпрямив свою могучую шею просто-напросто подбросил его в воздух. Хорошо, что глаза не вышиб. Попробуй такого запряги в нарту?! Пусть лучше занимается своими прямыми обязанностями, ну его к лешему!
От своей главной работе хоры не отлынивают. Стараются собрать себе в гарем побольше красивых и вкусно пахнущих важенок. Наверное, 10-15 красавиц такой бык содержит, могу и ошибиться. Но работают они, что называется, «на всю катушку»... Иногда так перетрудится, что рабочий инструмент не выдерживает, вспухает и воспаляется. (фото не будет). Но ведь его никак не отговоришь от выполнения самой важной, в его жизни миссии? И он продолжает яриться. Иногда дело доходит до того, что приходится ножом разрезать крайнюю плоть полового члена и освобождать перетрудившийся орган.
Так что эти парни своё дело знают, трудятся на износ, за что и ценятся так дорого.
Так что, этих бугаёв тоже в нарты грузовые не запрягают.
Третья группа - это молодняк и телята-сеголетки. Тоже чрезвычайно важная составляющая в организации стада. Пока олень не подрос, не объезжен, пока в него не вложено много сил на обучение, и пока он не представляет ценности как племенная или тягловая сила - он является первым кандидатом на обеспечение человека пищей и одеждой. К тому же, молодое мясо более предпочтительно и из гастрономических соображений.
Иногда приходится прекращать мучения искалеченных стариков.
Эта группа и удовлетворяет первейшие потребности для существования человека в тундре - потребности в еде и тепле. Мясо идёт на н'айбат (свежее полезно кушать сырым) и на последующую готовку бульона (явэй) с каким-нибудь наполнителем, типа макарон.
Шкурки телят женщины заготавливают для выделки и пошива меховой одежды.
То есть, получается, что и эта часть стада не участвует в тяжелых физических работах. Какой с них спрос - телята, одним словом. Но, в число «прожиточного минимума» - тех трёхсот голов, они безусловно входят.
И последняя группа самая основная. Это хабты - рабочие кастрированные быки, ядро "подразделения". На них тоже вся надежда. Они обеспечивают самую суть традиционного образа жизни ненца-оленевода, весь смысл которого в постоянном движении и перемещении на свежие, ещё не потравленные пастбища.
На них лежит основная нагрузка и ответственность за существование, и жизнь человеческой семьи. У них спиливают молодые рога-панты ранним летом.
Это даёт возможность кочевнику иметь хоть какую-то сумму в дензнаках. Ведь эти люди хоть и находятся далеко, но не оторваны от нашего общества. Им нужно иметь деньги для покупки продуктов - муки, сахара, хлеба и проч. Осенью прилетит вертолет, что бы забрать в школу-интернат подросших детишек на учёбу. Не отправишь же ребёнка совсем без денег?
Вот за это и расплачиваются хабты своей кровью и здоровьем.
Очень тяжелый этот момент для них - лишиться пантов.
После пантовки олени начинают сильно страдать, болеть и на быках лишенных пантов никто не подумает ездить пока раны, хоть немножко не подживут.
Спиливают панты, обыкновенной ржавой ножовкой… это примерно, как зубы драть пассатижами.
Правда кровь, если высосать её из свежее спиленного рога, весьма полезна и служит очень мощным биостимулятором.
Что бы уменьшить кровотечение, пенёк от рога перетягивают верёвочкой из распушенного холщевого мешка.
Продолжение следует…
Автор текста - Ayno Виктор Слодкевич.
Большое ему спасибо за разрешение публикации.
Иллюстрации - из приведенных в оригинальном посте.
Оригинал статьи.
Расскажите об этой записи своим друзьям.