Oct 19, 2007 01:46
Сегодня сходил на «Леди Макбет Мценского уезда» Латвийской оперы. Сильные впечатления всё-таки пересилили мою вечную лень к написанию постов. Заранее приношу свои извинения за некоторую схематичность (время позднее, много букв, а завтра с утра - учиться).
Постановка:
Режиссёрское осмысление сюжета тяготеет к западной традиции прочтения этой оперы - основной упор на эротизм (в этой версии - местами излишний, а иногда доходящий почти до порнографии) и острый экспрессионизм действия.
Очень "свежее и оригинальное" режиссёрское решение - действие оперы перенесено в современный, правда, очень сложно локализуемый по времени и месту период. Например, сложно определить точно, что именно подразумевают декорации 1 акта: двор многоэтажного дома (в серой цветовой гамме) - и тут же - крыльцо-пристройка с террасой в стиле сельского дома (с телевизором на улице и тарелкой спутникового телевидения на карнизе) и дачный душ. Абсолютно непонятны взаимоотношения действующих лиц и хора в контексте либретто и художественного решения (например: если Измайлов-старший - домовладелец - то причём тут мельница и «Работать кто за вас будет»; если хозяин или директор чего-то символического - почему живёт в сарайчике во дворе многоквартирного дома, где живут работники).
Вообще, иногда не наблюдается связи сценического решения с содержанием оперы. Опять, ставшие уже почти традиционными, игры с текстом - "полиция" заменена "милицией", "квартальный" стал "начальством". Также изменено местонахождение "трупа Зиновия Борисовича" - но это-то было сделано, как раз, в целях соответствия со сценографией - "в мусоре" (мусорном баке за домом, правда тогда непонятно - куда «закопали»). Совсем покоробила фраза: «Менты труп в баке нашли» (может быть, чуть видоизменено - дословно не успел схватить, но основа - такая).
Немного странно смотрятся «бытовые зарисовки» во время звучания антрактов, ни коим образом не связанные с действием (IMHO: лучше бы просто музыку оставили, чем выводить на сцену бомжей, собирающих бутылки и устраивать игру в футбол). И уж совсем не к месту предельно реалистичная эротическая (я бы сказал - порнографическая) сцена соблазнения Катерины в 3 картине на фоне гениально выписанного оркестрового эпизода, который более полно и прочувствованно даёт представление о происходящем, чем скрупулезно исполненное действо. Нервный смех в зале вызывали: сцена в душе - в 1 картине Катерина моется в душе, не задёргивая занавески (хорошо, хоть в сорочке остаётся и под воду не встаёт, а то бы совсем конфуз получился); просмотр «канала для взрослых» Борисом Тимофеевичем в сцене во дворе (из бельэтажа изображение было видно) и, пардон за прямоту, его справление малой нужды (надеюсь - это была брызгалка) в душевой кабинке с последующим дерганием за цепочку. На этом фоне почти ничего не значащими мелочами смотрятся убиение Зиновия Борисовича подушкой (вместо канделябра), появление священника в виде шафера на свадьбе и удушение Сонетки перед прыжком в реку (вместо сталкивания её в оную).
Певцы:
Очень хорошая игра (драматическая) - никаких претензий к исполнителям: всё чётко, ярко и осмысленно. Очень порадовал ансамбль - почти всё время, независимо от местоположения на сцене, наблюдалось единство темпа и звучания. Никаких проблем не появлялось даже во время ансамблей с певцами за сценой. Памятник нерукотворный исполнителям заглавных партий: в любом положении, в любом движении они умудрялись не терять нити исполнения. Особенно понравились исполнители партий Катерины (Айра Руране), Сергея (Александр Антоненко), Бориса Тимофеевича (Самсон Изюмов) и Сонетки (Илона Багеле) - иногда просто пропадало ощущение спектакля, настолько живо и естественно всё смотрелось. Зиновий Борисович (Олег Орлов) - показал немного неровное звучание, особенно на верхах. Каторжанин - ужас: я просто не узнал мелодию, а точнее - просто не смог отличить ноты по принципу звуковысотности. Порадовал хор - всё качественно, вместе - и со сценическим движением всё в порядке…
Оркестр:
Очень аккуратно, но иногда создавалось ощущение блеклости и матовости звучания. Местами пропадал внутренний баланс, правда, оркестр никогда не заглушал певцов. Ринкявичус дирижировал, как всегда, очень эмоционально, но оркестр не всегда откликался на его жест. Настоящее ff я услышал только перед последней арией Катерины. Из солистов очень порадовали контрафагот, солирующие альт и виолончель. Немного слабовато смотрелись 1 кларнет и фаготы. Немного не строили деревянные духовые, но, в общем и целом, оркестр меня порадовал.
Странное ощущение. Многое показалось спорным, что-то - вызывающим, но внутреннее содержание, тот нерв, который Шостакович запрятал в глубину этого произведения, мне кажется, нашёл своё воплощение в этом спектакле. Несмотря ни на что.