Одна из вещей, которая раньше сильно подтачивала силы - это ощущение своей неидеальности. Приведу на примере с фотографией.
В идеале - хочется, чтобы из под твоих рук сразу выходил не шедевр, но заслуживающее отметки - великолепно. Без больших дополнительных усилий. Смотришь по сторонам и начинаешь сравнивать себя с вон тем, и вон тем и вот этим знакомым фотографом. А о мэтрах фотографии вообще говорить не приходится, там конечно уууу, какой уровень шедевральности и тебе его не достичь.
Без идеала - ты смотрел на свои работы, сравнивал их с шедеврами и у тебя все падало, потому что где ты, а где они. И жизни на Марсе нет и все вообще пропало. Совсем.
Лечением в этом стал просмотр работы знакомых фотографов изнутри (когда удавалось) и в случае с мэтрами фотографического жанра - контрольными отпечатками агенства Магнум.
Про контрольные отпечатки Магнума как пример приведу фотографию Мартины Франк. (по клику будет большая картинка)
Вообще, это фото является классическим в плане объяснения как можно строить композицию в кадре для всяких разных фотошкол.
А вот из скольких кадров был выбран этот снимок. (по клику будет большая картинка)
В целом, становится ясно, что результат был получен в рамках некоего поиска и тщательно отобран из многих фото. С учетом, что это снималось в 76 году, можно представить, сколько пленок могло уйти в пустую, прежде чем был получен результат.
И про знакомых фотографов. Когда я увидела количество ретуши у пары фотографов, которое применялось к каждому кадру (и перед этим был большой отбор из всего сета), меня резко отпустило на счет своей неидеальности.
Секрет реально был прост - большое количество снимков в серии + ретушь. Местами до сильного.
Как пример, повешу фотографии меня до/после ретуши.
Увидев вот это "до и после" меня окончательно отпустило насчет моей криворукости при съемке в студии. Леша, мой друг фотограф, который меня снимал в бьюти-съемке - вообще очень пряморукий товарищ. Особенно при съемке со студийным светом. И очень хороший ретушер.
В общем, выдыхай, бобер. Больше снимай, не ленись ретушировать. А лучше - научись снимать так, чтобы ретушь была нужна минимально. И честно отображай реальность.
Все это работает не только с фотографией, но и с любым делом. Не сравнивай себя с супер-профи, сравнивай с начинающими, понимай что и у профи бывают неудачные моменты, и что профи становится тот, кто не останавливается на пол пути.