Я не очень люблю настойчиво рекомендовать книги для прочтения, если меня не просят. Однако есть одно исключение. И это "Дьюма Ки". Эта книга которую я рекомендую безусловно прочитать всем любителям "ужастиков", а тем кто ужастики не любит я все равно рекомендую прочитать. За четыре года я прочитал ее семь раз. Причем за первые два года - пять. И планирую ее перечитывать в ближайшее время. Она произвела глубочайшее впечатление. Наверное наиболее сильное чем любая другая художественная литература за последние годы. И одно из сильнейших в жизни вообще. Эту книгу нельзя назвать чисто хоррором. Она слишком глубока для простого хоррора. Можно написать страшнее. Можно написать намного динамичней. Можно написасть увлекательней. Можно написать намного глубже. Но вот синтезировать лучше нельзя.
Я из-за чего о книге сейчас вспомнил? Из за своего поста про лотереи. Я упомянул песенку из "Дьюмы":
Жизнь-не только любовь и услада,
Я бросаюсь на поиски клада:
Ты в игре, если ставишь монету на кон -
Знаешь сам, так пошло от начала времен,
Все мы мечемся в поисках клада.
И с тех пор только и думаю о романе. "Дьюма" вообще уникальна. Она одно из тех произведений которые можно разбирать на цитаты и цитат наберется очень много. Я собственно уже
писал о "Дьюме" в рамках одного хештега. Но сказал не все и не совсем так как надо. Поэтому повторюсь, хотя отличия незначительны.
О сюжете. Мне всегда было сложно написать о сюжете и сильно не спойлерить. А ведь первое прочтение еще не знакомой книги - важнее других. Оно как первый секс с человеком.
Жил был на свете старина Эдгар - преуспевающий владелец строительной компании. В результате страшной аварии он лишился руки, повредил ногу, чуть не лишился жизни, временно повредился умом, стал путать слова (противоударная травма, что-то с зоной Брока), его трезают жуткие боли ("Нет более безжалостного тирана, чем боль, нет более жестокого деспота, чем спутанность сознания"), перенес развод. Думает о самоубийстве.
Изначально сильный и волевой, неглупый человек не без талантов оказывается поломанной игрушкой. По совету психотерапевта он решает сменить обстановку, обращается к забытому с юнности рисованию и «случайно» оказывается на островке у побережье Флориды Дьюма-ки… На этом острове он постепенно восстанавливается телом и духом, находит друзей, а к рисования пробуждается настоящий талант. Эдгар Фримантл вновь пробуждается к жизни, и ставит себе новые цели и задачи ведь "Иногда единственный способ довести что-то до конца- сразу этим заняться. " Так же у него появляется особая форма ясновидения связанная с живописью.
С друзьями Эдгара тоже все не просто. У Уайрмана - пуля в голове и сверхинтуиция. Бывшая покровительница искусств Флориды Элизабет сошедшаяся в смертельной схватке с господином Альмгейцером личность непростая. И Дьюмо - место непростое. "Это место имеет силу". Там у покалеченных людей развивыаются особые таланты. Как в компенсанцию. ТалантЭдгара развивается - но со временем через его картины в мир проникает Зло. Раздавленный Эдгар мог бы стать сосудом Зла а его талант - его оружием... но Эдгар боец. Он вступил в схватку вначале с самим собой и потом и со Злом. Со временем Эдгару вместе с друзьями удается узнать что это за древнее Зло, его истоки и как с ним бороться. Эдгар силен своей силой воли и своей сплоченной командой. И он может противостоять ему, однако это противостояние обходится ему не дешево, ценой страшных испытаний и жестоких потерь. Самого дорого. В конце романа мы увидим сильного и мудрого Эдгара еще более одиноким…. и отказавшимя от своего таланта.
Книга состоит из трех частей. Они не равны по темпу. Первые две части медленные. Все в них происходжит постепенно. Читатель порадуется восстановлению Эдгара, его развитию, вместо осколка человека постепенно вырисовывается сильный и мужественный мкужчина, талантливый художник. Но одновременно с этим ощущается как выползает ЗЛО, как медленно нагнетается внутренний психологический ужас, наплывающий на читателя
В третьей части темп резко ускоряется, происходит прямое противопостояние, страшный события, экшен, противостояние древнему злу в упор, все как мы любим… но накал эмоций при этом снижается. Нет той самой внутренней жути. Что написано лучше - трудно сказать, каждому свое. Еще раз скажу - книгу нельзя назвать чистым хоррором - она слишком глубока для этого. Многое в ней подкупает - вызывают душевный трепет описание переживаний людей получивших тяжелую травму, их внутренней борьбы за восстановление себя, своего Я; отдельного упоминания заслуживает описание творческого пути. Отлично изображены люди потерявшие все или почти все, люди пришедшие к финалу. Светлая любовь, людские слабости.... Но главное в книге все же иное.
Главное в книге - ЗЛО, проникновения зла в Мир, взаимоотношение со ЗЛОМ его природа, его сила и слабость. Его сущность.
Где живет ЗЛО? Не всегда, но очень часто Зло у Кинга живет на Той Стороне. Говоря о Дьюме я не упомянуть второе мое любимое произведение Стивена Кинга "Кладбище Домашних Животных" о котором
написала marinaizminska., о котором написала marinaizminska. Все дело в том, что эти книги во многом созвучны. Если честно вначале, пока я не перечитал Кладбище я не оценил созвучие. Когда я его оценил я был поражен насколько близки эти произведения. Поражен настолько, что даже не сразу понял что все-таки важно не сходство, а различие.
Зло у Кинга не сама Смерть, но живет в стане Смерти. Зло сильно и само по себе, но прежде всего своей притягательностью, способностью искушать, а его сила в физическом мире ограничена. Для основных действий в физическом мие ему нужны проводники. Проводники могут выступать как Орудия, но это не основная их функция. Пробводники способны пробуждать или создавать подлиных слуг зла, подчиненных ему. Зло проникает в мир через хороших, добрых страдающих людей. Через людей которых постигло горе, несчастье. Через людей ставших слабым звеном. В "Кладбище" прежде всего через соседа Луиса и самого Луиса. В Дьюме через Эдгара и других людей. Зло может проникнуть через доброе и может проникнуть через великое и возвышенное. Зло проникает в мир через... нас. Не сразу. Постепенно. Порой по мелочам.... И эта одна из важных мыслей зародившаяся в "Кладбище" и властно звучащая в Дьюме.
Зло коварно и вкрадчиво. Оно спекулирует на самом дорогом - на жизни и смерти наших близких в обоих романах, а также на обретение своего Я в Дьюме. И оно преподносит Дары. Да, Зло лживо. Его дары оказываются либо фальшивыми елочными игрушками, либо стоят непомерно дорого, но вначале это не ощущается. Вначале есть яблоко соблазна. Сила искусства. Талант. Способности. Возврат умерших. Да, оно очерняет все к чему прикасается. Что толку в искусстве убивающем ближних? Что толку в воскресших близких животных и людях если они уже нечто иное либо злое ибо просто не то как в Кладбище или обращаются в демонических слуг как в Дьюме? НО это становится ясно не сразу. Зло жестоко и умно. Оно стремится заманить, сломать, использовать слабость, подчинить, сделать зависимым. Сломать стержень. В коварстве и жестокости его сила.
Но Зло порой слишком жестоко и в этом его слабость. Оно стремится сломать наш стержень и в "Кладбище" ломает обезумевшего от горя Льюиса, но даже там его победа весьма относительна и по ходу книги оно собирает куда как меньшую жатву чем могло бы именно из-за чрезмерной жестокости, а в Дьюме так и полностью терпит поражение потому что его жестокость - отвратительна, ложность и иллюзорность посулов становится очевидной, и поэтому это рождает протест против зла, и если хватает внутренней силы и поддержки друзей то хватит силы его победить, отринуть его посулы и сломать силой своей воли силу его слуг.
Если....
И тут очень важное отличие - Эдгар не стал сосудом зла, он, внешне сломанный оказывается закален внутренне, и попытки его использовать и сломать приводят его в ярость. А что особенно важно - он постоянно чувствует энергичную поддержку друзей выступающих единым фронтом. Да, команда Эдгара теряет "бойцов", тот кто не был с ним полноценно откалывается от Эдгара, но костяк его цел и целеустремлен. Они сильны внутренней силой.
Иное дело Льюс в "Кладбище..." его команда не собрана в единый кулак и раздроблена, каждый из членов команды побывал частично во власти зла. Они все живы и здоровы, у них нет физических увечий, но дух их слаб. Результат предсказуем команда Льюиса разбита и уничтожена, Льюис верит дыханью Зла, обманывая себя, впрочем мудрено ли? "Мы так часто обманываем себя, что могли бы зарабатывать этим на жизнь". Сам он склонившись, и покорившись Злу остается в финале на фоне безнадежной и безумно трепетной надежды от которой сжимается сердце.... и несомненно его ждет изысканный ад. Впрочем надолго ли? "В конце концов мы всегда избавляемся от наших тревог".
Смерть ужасна, но возможно есть вещи и пострашнее смерти, и тому что пострашнее можно противостоять. Если закалить себя. Если иметь поддержку. Но это будет нелегко.
"Дьюма-ки" странным образом закаляет душу, дает жизненную энергию, стимул отгородиться на время от наших страхов и ужасов. Она учит нас "Отгородиться от Ночи". Как говорится в книге "Живи днем и позволь жить дню" ведь это так важно сосредоточиться на светлом. Это почти так же важно как и не стать проводником Зла. И как помнить о том, что в общем и целом Зло всегда лжет в главном, даже если правдиво в мелочах.
При этом книга не обещает награды. Да, жизнь жестока. Увы. Книга постоянно подчеркивает что люди склонны себе лгать, но сама не лжет. Ты жив и у тебя есть Надежда - этого достаточно. "Если ваша жизнь будет достаточно долгой, и ваша думающая машинка в голове не зависнет, наступит время, когда вы будете жить исключительно ради воспоминаний о последнем счастливом событии. Это не пессимизм, это логика. Я надеюсь, что под моим списком счастливых событий черта еще не подведена (если бы я придерживался иного мнения, жить не имело бы смысла)"
Я еще раз рекомендую прочитать Дьюму-Ки. Это книга о искусстве и катастрофах, о Зле и Любви, о борьбе и дружбе, о мужестве и отчаянии.
Вы не пожалеете.