Святослав Логинов: "Свет в окошке"

Feb 15, 2021 17:12

Еще одно произведение, о котором я хочу рассказать в рамках хешмоба #главнаякнига, это роман Святослава Логинова "Свет в окошке". Пусть воинствующий атеист Логинов и говорит, что постоянно нападает "на церковь и само понятие бога", данная книга, посвященная "загробному миру" прямой нападкой не является. Хотя я читал ряд книг Станислава Логинова не без удовольствия я не могу отнести его к своим любимым авторам, однако именно это произведение произвело на меня глубочайшее впечатление. Почему? Прежде всего удивительно логичной и непротиворечивой концепцией загробного мира.
"Отдав концы" по версии романа мы не умираем на совсем. По крайней мере не сразу. Мы возрождаемся в ином мире, в котором "за деньги" (мнемоны)возможно почти все - здоровье, молодость, умения, разве что кроме бессмертия. Ибо валюта это людские воспоминания, но ими же платишь и за "воздух". Сколько ты оставил памяти о себе столько тебе и отмерено. "Он будет жить в наших сердцах" не просто фраза в романе а обретает страшный смысл. Пока жива память о человеке к нему "притекают" мнемоны, помимо того как память исчезает истончается и поток, а как только у человека не остается ничего он исчезает.... Заработать "На том свете" пусть и можно, но очень сложно, большинство не могут и исчезают. А исчезать не хочется, хотя этот процесс не столь трепетен как в "реальной жизни".


Немного смущает то, что мало того что организация загробной жизни несколько механистична, и похожа на некоторый внешний эксперимент, так и эта механика порой нарочито аморальна. Взять хотя бы то, что злое и доброе воспоминание весит одинаково, и добренький малоизвестный отшельник будет "на том свете" гораздо менее обеспечен чем широко известный злодей и изувер?


Утешает только то что "тот свет" достаточно пацифистский, и изувер и фанатик достаточно быстро растратит все свои "сбережения" продолжив в земном духе, а так же то, что все-таки откровенно деструктивная злая память обычно менее крепка чем конструктивная.
И тут есть один из мощных посылов книги, помимо самоочевидного "помните об ушедших, о всех встреченных в нашей жизни и о своих корнях" есть и иной "Помните о добром и великом, не помните о злом, мелком, ничтожном - оно не стоит нашей памяти. Мне кажется, что если бы люди руководствовались этим принципом, вместо того что бы тысячелетиями "забывать Геростата", наша планета была бы куда более уютным местом для жизни.
Еще одна из мощных установок произведения состоит в том что бы человек пытался творить, свершать, а не быть унылым пустым потребителем. Лучше бороться за нечто и свершать ошибки чем плыть по течению безвестным гниющим бревнышком.
Казалось бы описание жизни на той стороне в романе диссонирует с этой идеей. Все потихоньку рассыпаются и превращаются в нихиль, главный герой, находящийся близко к развоплощению тому отчетливое подтверждение... все очень пессимистично.
Однако главный герой, во-первых, достиг своей основной цели "пристроить сына", во-вторых он ни в той ни в этой жизни не был особым примером деятельности, был "хорошим человеком", а в-третьих редкие исключение видны. Не барахтайся - ничего у тебя не будет, барахтайся - никто гарантии не даст, но шанс у тебя есть. Это очень похоже на нашу жизнь.
Загробный мир Логинова в этом интересен еще и тем что хотя в нем и находится прибежище злу он при всей его кажущейся безнадежности является гимном способностям, уму, знаниям, чутью и целеустремленности. Зло затратно же, и по большей части невыгодно, тупое - особенно. А земной багаж не является утраченным. Многое чему человек научился, особенно в плане развития своих способностей к творчеству оказывается востребованным в иной жизни. Результаты своего труда тоже оказываются этим самым багажом. Зато уничтожение своего труда является в некотором роде суицидом.
Книга постоянно заставляет думать и чувствовать, истории второго плана (о детях убитыми матерями и не помнящих о них) действуют на нервы... И в этом ее основной плюс, несмотря на ауру безнадежности которая способна и в депрессию погрузить. Однако Логинов все-таки написал больше чем думал. В реальности его мир не так однозначен. Нарочитая механистичность загробного мира делает возможным и иные трактовки.
Я бы порекомендовал эту книгу размышляющим о своем бытие прежде всего и смысле жизни. И в минуту радости и в минуту печали.

Все мы умрем, #главнаякнига

Previous post Next post
Up