Анджей Сапковский. "Дорога без возврата".

Feb 08, 2021 00:17

Еще одно произведение, о котором я хочу рассказать в рамках хешмоба #главнаякнига, это небольшой рассказ Анджея Сапковского "Дорога без возврата", который я прочитал в далеком 1990 году под названием "Дорога, откуда не возвращаются" в сборнике польской фантастики "Истребитель ведьм". Почему именно этот рассказ оказал сильнейшее влияние на мои литературные вкусы, а следовательно и на мою жизнь? Во многом это была воля случая. Дело в том, что к этом что этот рассказ оказался во многом для меня первым.
- Сборник "Истребитель ведьм" фактически познакомил меня с польской фантастикой (У родителей была одна книга Станислава Лема, но увы, в те годы я не смог его читать), и рассказ "Дорога, откуда не возвращаются" оказался самым понравившимся (хотя там были и другие сильные рассказы, например "Ты вернулся, Снеогг...", трагический рассказ в стиле антиутопии недалекого будущего);
- "Дорога без возврата" - стал одним из первых произведений в стиле фэнтези, которые я прочитал -и при этом на тот момент самым сильно понравившимся, после этого фэнтези стал моим любимым жанром;
- И, наконец, этот рассказ, наряду с двумя другими ("Ведун" и "Зерно истины") познакомил меня с творчеством Сапковского, который стал одним из наиболее любимых и уважаемых мной авторов.


Надо отметить, что мне понравились все три рассказа Сапковского, но рассказ "Дорога, откуда не возвращаются" особенно, можно сказать что я в него "влюбился", и он, стоящий особняком от известной саги (и в деталях не совпадающий с ней), связанный с ней через рассказ "Нечто большее" остается самым любимым в творчестве Сапковского (оставшиеся два наряду с ним занимают почетные второе и третье место) и одним из самых любимых в фэнтези. Почему так случилось?
Мне кажется ответ в том, что этот рассказ один из первых у Сапковского, когда он еще искал свою окончательную форму, и этот рассказ занимает промежуточное положение между классическим Фэнтези и сказкой и былиной. Он удивительно лиричен, замечательно искренен до прозительности, и в нем сжато как в пружине очень многое: "Боевой экшен" и поиски душевного и телесного (ведь порой нам не хватает именно этого!) тепла, магия и рассуждения о добре и зле, отвественность и размышления о будущем, а еще он показывает что все люди разные, но общая душевная суть оказывается порой важнее физиологических различий. При этом в рассказе нет излишней рефлексии, которая сквозит в более поздних произведениях цикла.
Рассказ раскрывает лучше любых политических и философских трактатов "роль личности в истории" - будущее может зависеть от нас если мы искренни, сильны и упорны. А еще его можно раздернуть на цитаты (что я с удовольствием и сделаю).
Немного о сюжете, отметив то, что произвело наиболее сильное впечатление.
Чародей Френегал создал страшное чудовище что бы "грабить корованы" и терроризировать округу. Властям не до этого. Местный житель кузнец Микула посылает за помощью в Круг Друидов (из которого этот Френегал и выгнан, кстати) и круг посылает чародейку Висенну навести порядок. Висенна встречает раненого бойца-наемника Корина, который из-за своей образованности и добраты случайно попал в ловушку Френегала на Висену и оказывает ему первую помощь:

- Твоя рана кровоточит.
- У большинства ран такое странное свойство - кровоточить....
- .... Эй, больно.
- У большинства ран такое странное свойство - болеть.

Висена - чародейка с характером (а много ли вы знали иных?) но при этом у нее открытая душа, не теприт лишней лести и пустых церемоний:
- Я не привыкла благодетельствовать. Кроме того, не терплю, когда ко мне обращаются во множественном числе.

Между Корвином и Висеной пробегает искра. Все мы нуждаемся в любви. Или хотя бы в тепле. Или хотя бы в нежном прикосновении. Даже чародейки.

....Девушка впереди, в седле, Корин, без седла, сзади, обхватив ее за талию. Висенна уже давно привыкла не смущаясь принимать выпадавшие ей время от времени мелкие радости, даримые судьбой, поэтому с удовольствием упиралась спиной в грудь мужчины...
....Корин отпустил ее талию и ухватился за заднюю луку седла. Висенна гневно прищурилась.
.... -Я чародейка, ведьма, но кроме того - женщина. Я пришла сюда потому... потому что хотела тебя.
- Висенна...
- Нет, теперь уже не хочу.

Освободили деревню, победили Костеца-"Кащея" с первала перемежая это разговорами о праве и ответственности, добре и зле.
На алтарь победы положил свою жизнь карл-оборотец Кхель, бывший член банды чародея-ренегата, которому возвращение предсказывало смерть.
Почему он вернулся? "Потому что законы, которые нами управляют, совершенно отличны от человеческих"? Или они все же - едины?

После победы Висенна уезжает в одиночестве, но Корин ее нагоняет. Уже не томление, а любовь, зародившаяся во время совместно пережитого бросает их в объятия друга, в конце концов "они долго мотались в одиночестве по лесам и дорогам". Чародейки обычно бесплодны, но иногда....
Прочтите этот рассказ, если вы его еще не читали, поверьте он того стоит. Для меня он оказался воистину "Дорогой без возврата".
Если вы увидите Анджея Сапковского, то передайте что есть люди, которые считают этот его рассказ лучшим. "А впрочем не говорите ему ничего".

#главнаякнига

Previous post Next post
Up