Забавно, но сама история создания Звездных войн, претендующих на звание «современного мифа», уже стала мифом. Это увлекательная история, повествующая о борьбе героя с всевозможными чудовищами современного кинопроизводства, в которой, положа руку на сердце, не всегда понятно, что правда, а что не совсем.
Майкл Камински поднимает старые интервью, книги, сценарии, подробно (местами - слишком подробно) анализирует их и таким образом пытается проследить трансформацию как саги о Звездных войнах, как и мифа о ее создании. Так появляется история мифа о мифе. Читая, не раз думала о том, что когда-нибудь кто-нибудь возьмется проследить достоверность источников и истинность выводов Камински, и мы получим историю истории мифа о мифе.
Камински разбирает источники в хронологическом порядке. Он предлагает читателю представить, что он, читатель, ничего не знает о Звездных войнах и смотрит их впервые, в порядке выхода.
Вот выходит Эпизод 4 (тогда еще просто «Звездные войны», без номера и «Новой надежды»). Достаточно простой космический боевичок с харизматичными героями, отличным юмором и прекрасными спецэффектами. Легкий, яркий, однослойный, чертовски милый - но не более того.
Лукас дает интервью, говорит о том, что будет аж двенадцать серий, в итоге все знают, что это - только маленький кусочек большой истории. И мало кто - что истории-то никакой и нет.
Концепция сериала меняется, Лукас придумывает, что Дарт Вейдер - отец Люка, понимает, что из этого можно сделать еще целую трилогию, быстренько обзывает второй эпизод пятым, единственный пока фильм становится четвертым, и возникает новая история. Первый фильм (четвертый) в свете второго (пятого) смотрится совершенно иначе. Вот Люк спрашивает, как умер его отец. Оби-Ван делает паузу перед тем, как ответить. Эта пауза ничего не значила в 1977, в 1980 же она полна драматизма - Оби-Ван оценивающе смотрит на Люка, видимо, решая, говорить правду или солгать. История в ретроспективе вдруг становится совершенно другой, мы начинаем видеть в ней глубину, скрытые смыслы или, по крайней мере, намеки на них. Безукоризненный во всех отношениях Кеноби становится если не лжецом, то человеком, утаивающим правду, Люк ощущает близость темной стороны, а Дарт Вейдер перестает быть злодеем, становясь фигурой трагической.
Обрастая новыми смыслами и намеками на них история превращается из простенькой истории в историю помрачнее и посложнее, а затем и вовсе - в грандиозный эпос. И обрастая интервью, впечатлениями тех, кто работал с Лукасом, набросками сценариев, иллюстрациями, книгами-биографиями, артбуками и прочим, история создания тоже превращается из простого рабочего процесса в миф.
Камински развенчивает ряд мифов о создании ЗВ, например, о происхождении саги от мономифа Кэмпбелла. Лукас прочитал книгу Кэмпбелла уже после того, как написал сценарий к «Звездным Войнам», и решил, что у него все примерно так же. После это оказалось хорошим поводом подружиться с Кэмпбеллом к прибыли обоих - Лукас сумел «облагородить» историю, черпавшую вдохновение в комиксах и приключенческих сериалах, а Кэмпбелл - увеличить продажи своих книг за счет известности Звездных войн.
Камински очень подробно останавливается на каждом сценарии, прослеживает линии, кочующие из одного в другой, и новые идеи. Он практически не касается самих съемок или актеров. Исключение составляют, пожалуй, съемки «Империи», но лишь потому, что они имели очень важное значение для развития саги - это был проект, который надломил Лукаса и заставил его свернуть колоссальный первоначальный план на гексалогию о Люке и быстренько завершить все в шестом эпизоде. Рудиментом тут осталась едва получившая развитие тема «другой надежды», которой в итоге оказалась Лея - а ведь это был задел для целой трилогии сиквелов!
Книга содержит огромное количество ссылок на источники, что заставляет чувствовать себя так, будто читаешь научный труд.
Иллюстрации же, очень забавные и наглядные, как я поняла из предисловия, появились только в русскоязычном издании. Спасибо художникам, эволюция сценариев и персонально Дарта Вейдера очень порадовала!