Многобукв про Звездные Войны-7

Dec 27, 2015 02:04


Все пишут о новых Звездный войнах. И старых тоже. И я решила написать о Звездных войнах :)


Я, конечно, смотрела их в детстве и до сих пор помню набитую моими одноклассниками комнату, Йоду и гнусавый перевод. Надо признать, я не особо не впечатлилась. Я была слишком девчонкой, чтобы оценить космические баталии и световые мечи, и слишком маленькой, чтобы понять, что скрывается за всем этим.

Звездные войны я оценила гораздо позже. Когда следом за трилогией приквелов решила посмотреть старое и вдруг поняла, что несмотря на простой сюжет, старую съемку, нелепости и несуразности, оно захватило. Старая трилогия обладает какой-то удивительной магией - пока смотришь эти фильмы, не замечаешь недостатков. Меня как переключило - был фильм и фильм, обычный, каких много - и вдруг на 4 части стало что-то удивительное и невероятное.

Меня - как немного писателя - потрясла мысль о том, что я вижу идеальную историю. Смешную, но при этом глубокую: легкую, но базирующуюся на прочном фундаменте; историю с героями с одной стороны типичными, с другой - каждому сопереживаешь в отдельности, каждого любишь, каждый - уникален. В этой истории есть все - любовь и скорбь, смех и слезы, эту историю можно копать бесконечно долго и пересказывать на все лады. Здесь автор точно знает, где и сколько нужно дать того или этого - ровно настолько, чтобы у зрителя не возникло ощущения неправдоподобия. Задумавшись, внимательный зритель подловит автора на нестыковке. Но задумается он только когда история отпустит - т.е. нескоро. А может, и никогда.

И вот эту историю решили продолжить. Долго говорили про «Пробуждение силы», играли с фанатами, завлекали. Я ждала этого фильма с тем же ощущением, с которым когда-то ждала «Властелина колец». С одной стороны: «Ой, поскорее бы!», с другой говорила себе: «Ты же понимаешь, что ждешь совершенно определенных эмоций от совершенно определенных вещей? Это опасно - слишком велика вероятность, что ты разочаруешься!»

Джей Джей Абрамс, несомненно, понимал, чего от него ждут. Миллионы людей во всем мире жаждали «совершенно определенных эмоций». И Абрамс (я понимаю, что не он один, но буду всех создателей фильма прятать за его именем - в конце концов, оно стоит первым в титрах) выбрал потрясающий своей простотой и изяществом ход - он решил переснять «те самые» Звездные войны, обеспечив фанатам «те самые» эмоции, со старыми героями, передающими эстафетную палочку новым. Идея, на мой взгляд, абсолютно прекрасна! А по поводу реализации мнения внутри меня разделились :) Восторженный фанат оригинальной трилогии, который с замиранием сердца ждал нового фильма, а потом смотрел его с идиотской улыбкой узнавания на губах, имеет обо всем свое мнение, а скептически настроенный критик, который время от времени сгонял улыбку, чтобы хмыкнуть и с сомнением покачать головой - совершенно другое. Так что дальше я попробую высказаться с обеих этих точек зрения.

Восторженный фанат: Мне понравилось! Поначалу показалось скучновато, непонятные люди, непонятная война, непонятный штурмовик с испачканным забралом, пустыня... Но, если уж совсем честно, четвертый эпизод тоже скучновато начинался! Все эти роботы, джавы и т.д... Так что я не в обиде. Новый робот забавный. Рэй - чудесная! Красивая, обаятельная. И похожа на Люка! Это подчеркивалось постоянно. Даже в одежде - поначалу светлая, сливающаяся с песком, а затем, перед отлетом к Люку - почти такой же костюм, но чертовски напоминающий форму, в которой Люк учился у Йоды. Очень здорово сделано! Штурмовик Финн. Классный ход с помеченным кровью шлемом!

Скептически настроенный критик: И на этом классные ходы заканчиваются. По легенде, Финна взяли из семьи ребенком, воспитывали штурмовика с детства. Он даже имя свое забыл (а если он жил когда-то в семье, наверное, у него было имя). Его воспитывали, учили, прививали «правильную» идеологию, образ мыслей, верность Ордену. И что? В первом же бою он понимает, что не может убить. Если бы это был новобранец, только что призванный на службу - было бы понятно, но воспитанный с детства - не верю!

Фанат: Он же сантехник!

Критик: Тогда что он делал в горячей точке? С боевым вантузом на врага? Да и капитан Фазма не похожа на предводителя сантехников.

Фанат: Да ну ее, Фазму! Зато там Харрисон Форд! Хан Соло, настоящий! И Лея! Да, они старенькие уже, конечно, но так приятно было увидеть их лица! Смотришь и понимаешь, что старые сказки никогда не кончаются. Я иногда задумываюсь о том, каково это - всю жизнь быть заложником одной и той же роли. Грустно, наверное - ведь люди вырастают из ролей. Но эти роли догнали своих исполнителей! Взяли и доросли до них. И сами актеры будто ожили. Особенно Марк Хэмилл. Этот взгляд в конце - бесподобен. Надеюсь, Люка будет больше в следующих частях, особенно теперь, когда не стало Хана. А из новых героев как прекрасен был генерал Хакс!

Критик: Зато второй антагонист не выдерживает никакой критики. Он полностью повторяет характер и судьбу Энакина Скайуокера. С Энакином, правда, возникало больше вопросов - все-таки он учился у настоящих джедаев в большом количестве... А Люк - самоучка, одиночка, и учитель, судя по всему, хреновый. Но перейти на темную сторону - это одно, а дослужиться там до главы Первого Ордена - или заместителя главы - это совсем другое. В качестве правой руки главного злодея выступает мальчишка-неврастеник, психологически неуравновешенный, слабый и глупый. То, что сказано выше об образовании «в далекой-далекой галактике» вполне применимо и тут - обученный, хорошо владеющий Силой ситх вырывает победу в дуэли на световых мечах с сантехником, впервые взявшим в руки такую штуковину - только за счет необычного строения гарды! Был бы у него обычный меч - и Финн имел бы все шансы на успех. А мусорщице, впервые почувствовавшей Силу, он вообще проигрывает.

Фанат: Да-да! А мы же, фанаты, помним, что в пятом эпизоде Люк - который немного учился у Оби-Вана и успел поучиться у Йоды, т.е. был не совсем новичком, проиграл Дарту Вейдеру! А в шестом он смог одолеть Вейдера, но проиграл Императору. Вообще тема проигрыша, поражения после того, как дошел до конца, очень важна. Люк - не победитель. Люк колеблется до последнего. И в этом во многом - Сила Звездных войн! Но ведь и в Пробуждении силы все неоднозначно!

Критик: В новом фильме эти колебания приобретают чересчур показательный характер. Я не имею в виду Люка, конечно - его в фильме мало. Хотя, честно говоря, достаточно, чтобы сказать - он тоже хорош. Перешел ученик на темную сторону, и единственный джедай удаляется ото всех, чтобы одному нести свою вину. Убегать от проблемы вместо того, чтобы пытаться решить ее - очень это не похоже на того Люка, которого мы знали по старым фильмам. Но бог с ним, будем надеяться, его мы еще сможем обсудить позже. Остальные герои мучаются «на публику». Их задача - показать и даже рассказать о своем выборе. «Дроид на «тысячелетнем соколе» в руках твоего отца, Хана Соло» - не изящнее ли было бы оборвать фразу после «твоего отца»? Ведь имя произносится только для того, чтобы у зрителя не осталось никаких сомнений... А какие сомнения там вообще могут быть - не вуки же его отец? Хотя это было бы неожиданно. «У нас больше нет сына... верни сына... увидишь сына...» - ну кто так говорит? А еще Лукаса ругали за диалоги! Из-за излишней «показательности» все это выглядит фальшиво - и «зов света», отравляющий жизнь Кайло Рену, и нежелание Рэй принимать свою внезапно обнаружившуюся Силу, ее истерика с убеганием в леса, и решение в финале, после того, как Рен позвал на темную сторону - а Рен, стало быть, просто ждал, пока она дотумкает и уложит его на лопатки. Ну и конечно принцип не добивать поверженных врагов - ну ладно Рэй не добила Рена, она на светлой стороне, но почему Рен не добил Финна - загадка. Видимо, он тоже понимал, что иначе может не быть продолжения.

Фанат: Да ладно, логика никогда не была сильной стороной Звездных войн! Как и диалоги. Их смотрят для другого! Для драйва, для ощущения полета и безграничности человеческих возможностей! А это - не только логика персонажей и вообще персонажи. Очень важны визуальные эффекты, очень важно музыкальное сопровождение. Музыка здесь великолепна! Она с одной стороны отсылает к классической трилогии, с другой - вводит новые темы! Ей-богу, Джон Уильямс поработал на славу! А картинка? Каждый кадр радует глаз. А какие находки? Разрушенный стардестройер в пустыне - и красиво, и величественно, и символично - напоминает о победе Люка, выросшего среди песков, над империей. А все эти пролеты над планетами, траншеями, и прочими сооружениями? Нет, тут не может быть двух мнений, картинка отличная! А милые каждому истинному фанату мелочи, отсылающие к классике? Всевозможные существа, кантина, снега... Даже шахматы, или что там за игра была!

Критик: Вот именно, мелочи. За мелочами забыли о главном. Империя повержена. Новая Республика установлена. Первый Орден, возникший «из праха Империи» - оппозиция, возможно, возможно, многочисленная, но оппозиция. Однако его мощи хватает, чтобы отгрохать даже не Звезду Смерти, а целую планету, пожирающую звезды. Ничего себе прах! Сколько там штурмовиков - и все дети, забранные из семей. По всей республике? И противостоит этому произволу Сопротивление? Всего лишь Сопротивление, которое, по идее, поддерживается Республикой (почему оно тогда «Сопротивление», а не какая-нибудь «служба безопасности»?), но тем не менее опять прячется на скрытых базах и может противопоставить Планете смерти только пару икс-вингов и смелость пилотов, сражающихся за благородное дело. Выходит, победа Люка, о которой напоминают обломки имперского корабля в пустыне - пуста?

Фанат: Ну, в этом, возможно, интрига. Мы не знаем, что там за Республика, Палпатин тоже был поначалу членом Сената. Может, Сноук - нынешний президент? Повстанцы они на то и повстанцы, чтобы на энтузиазме свалить власть, а что потом-то с ней делать? И тут на смену восторженным активистам приходят умные и хитрые личности, пользующиеся всеобщим бардаком, чтобы захватить власть. Так что, думаю, о Сноуке мы еще услышим. Как и о Республике.

Критик: Да, возможно, так и есть. Нам показали только треть того, что планировалось (а то и куда меньшую часть!), и, конечно, судить рано. В новом фильме есть несомненные удачи, есть много вопросов. Однако основное отличие классической трилогии от всех остальных фильмов из вселенной Звездный войн в том, что я, критик, превращаюсь в Восторженного фаната. Потому что я не слышу вымученных диалогов на десять минут экранного времени о том, какую сторону силы выбрать - я вижу поворот головы Люка, в котором без слез и пафосных слов видна скорбь о погибших дяде и тете, я слышу дыхание Вейдера, я знаю и не верю, что Йода, такой живой - всего лишь кукла, виртуозно управляемая целым коллективом артистов. Я вижу, как постепенно усиливается сходство между Люком и Вейдером, как сын становится похож на отца, и от этого мне становится страшно. В классических Звездных войнах между героями происходит гораздо больше невидимого, чем видимого, и это создает ощущение глубины. Глубины мира, персонажей, самой истории. Именно это в первую очередь и есть магия Звездных войн - а вовсе не световые мечи, звездолеты и эффектные взрывы (хотя они, конечно, свою роль тоже играют), это - тот самый «дух классической трилогии», который, на мой взгляд, был напрочь утерян в приквелах, а в «Пробуждении силы» присутствует, но не вполне. Создателям седьмого эпизода не вполне удалось пройти по той тончайшей линии, по которой прошел Лукас, не свалившись в фарс, в санта-барбару, или дешевый боевик, создать уникальных и ярчайших персонажей, которые покоряют сердца, независимо от стороны, на которой стоят.

Надеюсь, тем, кто взял бразды из рук Джей Джея Абрамса, это удастся лучше, и старая сказка заиграет новыми красками. И, возможно, мы - восторженные фанаты «чуть за тридцать» :) - полюбим их как продолжение любимой сказки нашего детства.

ЗВ, Кино, Впечатления

Previous post Next post
Up