Джозеф Кэмпбелл, «Тысячеликий герой», «Мифы, в которых нам жить»
В ленте в последнее время мелькают Звездные войны, я тоже помелькаю немного :) Хотя к Звездным войнам непосредственно мой пост отношения иметь не будет. Скорее к "предметам поэтического отклика" (с) Джорджа Лукаса.
Пересматривая ЗВ в зрелом возрасте, я увидела там огромное количество параллелей с Властелином Колец. В детстве я была очарована этой книгой, потом - столь же очарована фильмом (в смысле ЗВ, а не ВК), и задумалась - почему? Почему меня (и не только меня, судя по популярности обоих произведений!) так трогает именно эта история? История обычного человека из далекой провинции, никоим образом не касавшегося великих свершений и поначалу даже не знающего толком о внешнем мире, прошедшего колоссальный путь от беспомощности до осознания важности своего пути, дошедшего по этому пути до конца, потерпевшего в финале поражение, но выжившего (и спасшего мир) благодаря милосердию и обретшего мудрость?
Так или иначе, но ведь и ВК, и ЗВ описывают именно этот сюжет. Эльфы и звездолеты создают антураж, рисуют мир вокруг героев, оттеняют, углубляют идею, но не более того... (Кстати, сюда же можно отнести и цикл книг Джоан Роулинг о Гарри Поттере - стержень тот же. И та же популярность в мировом масштабе. Но ГП я рассматривать не буду, поскольку люблю его меньше и знаю хуже.)
Ответ я решила искать в мифологии. Для Толкина - филолога и университетского преподавателя - старинные тексты (особенно «Беовульф») были не только источником вдохновения, но и составляли научный интерес. Именно легенда о Беовульфе легла в основу книг о Средиземье. Лукас интересовался мифологией, ему было интересно, как и почему действуют люди, часто похожим образом, невзирая на огромную разницы в культуре и во времени.
Именно этому и посвящены исследования Джозефа Кэмпбелла. Знаток мифологии, он сравнивает между собой огромное количество мифов, легенд и, пожалуй, сказок.
Сказки от мифов по Кэмпбеллу отличаются только размахом. Если в сказке испытания героя заканчиваются тем, что он женился на принцессе и приобрел полцарста, то в мифе герой неизменно отдает себя всему миру. Сказка - микрокосм, миф - макрокосм.
В начале книги «Тысячеликий герой» Кэмпбелл сравнивает мифические сюжеты со снами, а в конце «Мифов, в которых нам жить» - с ощущениями шизофреников. Иными словами, мифы - это картины бессознательного, наложенные на культурную среду, в которой возникли. Каждый миф - это история нашего эго. Кэмпбелл много ссылается на психологов, в основном - на Юнга, и каждому этапу мифического повествования ставит в параллель этап нашей жизни, метаний нашей собственной души. Герой рождается, взрослеет и покидает зону комфорта - отправляется в путешествие. Он борется с чудовищами, порожденными собственными страхами, и побеждает их. Он достигает порога, умирает для мира, перерождается в другое, близкое богам существо, а затем - возвращается, чтобы нести эту божественность людям. Часто возвращение является еще большим испытанием, чем уход и битва с чудовищами, поскольку важным достижением на этом пути является отказ от эго. «Тысячеликий герой» полностью посвящен этому общему для всех мифов структурному стержню - мономифу, - в пример приводятся самые разные мифы со всех концов света.
«Мифы, в которых нам жить» написаны гораздо позднее. Начинается книга с удивительно трезвого заявления о том, что модель мира, описанная в Библии, устарела. Ну действительно, если воспринимать ее буквально, то она не выдерживает никакой критики. Кэмпбелл рассуждает о том, что в то время, как человек полетел в космос и добрался до Луны, странно не видеть всей абсурдности картины мира, которой две тысячи лет. Но поскольку мифология основана на психологии человека, обусловлена самим устройством человеческого мозга, то без нее тоже никак. Устарела только оболочка, "начинка" осталась столь же актуальной, что и во все времена. «Мифы, в которых нам жить» посвящены проблеме сосуществования современного мира с мифологией.
Еще в «Тысячеликом герое» Кэмпбелл пишет о том, что цель мифического героя - достичь богов и заглянуть за них. Боги - всего лишь символ, эдакая заслонка, прикрывающая нечто невообразимое. Некое знание, мудрость, которую невозможно передать словами, а можно только постичь, пройдя испытания. Именно это знание является целью мифического героя, именно его несли людям Будда, Иисус и многие другие мифические герои. Мифические - потому что исторический аспект Кэмпбелла не волнует. Ему все равно (в контексте данной книги), был ли на самом деле Иисус, он рассматривает его как культурное явление, как миф - один из самых влиятельных в наше время.
Основная идея «Мифов» в том, что мифическое путешествие - путешествие в глубины собственной души, сражения с чудовищами, - удел каждого из нас. Наверное поэтому сюжеты, вдохновленные мифами - то есть, по сути, взятые из самых глубин человеческой психики - так нас завораживают.
А замечательную фразу Кэмпбелла из «Тысячеликого героя» я возьму, пожалуй, эпиграфом к новому роману:
«Стать человеком значит научиться распознавать черты Бога во всем удивительном разнообразии человеческих лиц.»