Вчера посмотрела «Игру в имитацию», в основу которого положены реальные события.
В военное время Тьюринг работал над дешифровкой «Энигмы» - немецкого кода, был гомосексуалистом, за что после войны подвергся гонениям и покончил жизнь самоубийством.
Фильм мне понравился. Акцент сделан на человечности. В центре - личность, личность, без сомнения, гениальная. Тьюринг сам в какой-то степени уподобляется машине - и противопоставляется «нормальным людям». Он старается по возможности избегать общества (это объясняется незаладившимися отношениями в школе), он лишен чувства юмора и люди для него - та же «Энигма», к которой можно подобрать ключ, используя логику. Вообще забавно, что я как раз недавно дочитала книгу Сакса о «нормах» и «отклонениях» - идеи книги и фильма практически совпадают.
Однако все время меня не покидала мысль о том, что создатели фильма постарались максимально сгладить все углы. Они заставляют зрителя скорее докрутить ситуацию в голове и сделать выводы, нежели прочувствовать ее. Я вспоминала семинар в Партените и слова Г.Л.Олди о том, что сейчас читателю нужны гипертрофированные эмоции, чтобы он смог их почувствовать... мне кажется, это верно и для кино.
Отношения Алана с Кристофером остаются идеальными. Любовь, которую Алан проносит через всю жизнь, показана без надрыва, без тыканья зрителя носом, без показательных страданий - и это работает. Гомосексуализм вообще показан в фильме очень аккуратно - без замалчивания, но и без раздувания темы, без истерии, нагнетания и обвинений. И это, на мой взгляд, глубоко правильно.
В целом именно такой подход в фильме используется ко всему - отношения в школе, начатые с очень эмоциональной сцены, когда маленького Алана забивают под пол, как в гроб (выглядит действительно страшно), потом концентрируются на интересе к криптографии и отношениях в Кристофером. Отношения - весьма прохладные изначально - с коллективом Hut 8 показаны через юмор и разрешаются легко и тоже с юмором. Письмо Черчиллю, отношения с Джоан Кларк, разгадка Энигмы, решение потопить конвой, когда можно его спасти, химическая кастрация - все это в фильме есть, но скорее как задача, которую надо решить, нежели как эмоция, которую надо прочувствовать (хотя эмоции, без сомнения, есть - просто без перегиба). А о смерти Тьюринга сообщают субтитрами в финале.
Фильм, скорее, замедленного действия - он проникает глубоко и заставляет то и дело возвращаться к проблемам, в нем поставленным.
ПС. Сцена, где Тьюринг и Кларк сообщают суперагенту из «несуществующего» разведывательного управления о том, что Энигма взломана и теперь надо держать это в секрете не только от немцев, но даже и от своих, доставила. Я не ошиблась, они говорили об этом в кафе?
ППС. Бенедикт Камбербетч в этой роли мне понравился. Его вызывающая, почти отталкивающая (прошу прощения у поклонников, но это мое частное мнение!) внешность здесь играет только в плюс. По сути весь фильм держится на нем.
ПППС. Захотелось перечитать "Криптономикон" Нила Стивенсона