Сегодня я ехала не "просто посмотреть", а на вполне конкретные мероприятия. Сегодня в актовом зале Фундаментальной библиотеки был "биологический" день. Я, конечно, его пропустить не могла.
Перед библиотекой - такая вот инсталляция
То, что народу мало - это временно. Я приехала к открытию. И все равно везде встречают приветливые волонтеры, охотно подсказывают, где что, бесплатно распространяют новый научно-популярный журнал "Кот Шредингера". Внутри тоже все уже готово к наплыву интересующихся
А это - вчерашнее фото из соседнего - Шуваловского - корпуса. Стенд факультета искусств. Очень мне понравилась эта работа, вот только, к сожалению, она была не подписана
Жалко, что на лекцию отводится всего час. Лекции научно-популярны, предназначены для широкого круга слушателей, и я с большим удивлением поняла, что многое и так знала. Но в то же время очень важно всю эту информацию, полученную по крупицам из интернета, во-первых, проверить :), а во-вторых, разложить по полочкам.
Особенно это касалось лекции С.Л.Киселева про репрограммирование клеток. Слишком много противоречивой информации "о клонировании" гуляет по сети. Оказывается, технология "репрограммирования", т.е. получения из специализированных клеток (кожи, мышц, крови и т.д. - всего около 200 разных типов клеток) клеток неспециализированных, однако обладающих геномом конкретного человека. Польза от этого может быть огромна - от получения индивидуальных здоровых специализированных клеток с последующим вживлением (недавно в Японии женщине вживили сетчатку глаза, полученную из ее же клеток кожи), до подробного исследования этого материала для поиска конкретных действующих лекарств.
Лекция Ю.И.Александрова "Нейроны, люди и культуры" посвящена корреляциям между культурой, мировоззрением человека, и строением и работой его мозга. Все, наверное, за последнее время не раз сталкивались с тестом на "восточное" и "западное" мышление. Я, по крайней мере, сталкивалась не раз и оказывалась всегда где-то посередине :) Очень интересно, что, оказывается, по-разному работают мозги у тех, кто выращивает рис и пшеницу, у либералов и консерваторов, у выходцев из "среднего класса" или рабочей среды. И что важнее для развития науки, например - "западная" логика или "восточная" интуиция? Впрочем, вопрос "или-или" и не стоит, ведь гораздо большего мы сможем добиться, если будем пытаться понять и дополнять друг друга.
Лекция А.В.Маркова ожидаемо собрала много народу. Тема лекции "Зачем человеку такой большой мозг" :) Эдакий ответ креационистам. Ведь если эволюция существует, зачем она дала такой большой мозг древнему человеку, который умел-то только делать простейшие орудия труда. Ведь ни культуры, ни науки, ничего ж не было! Причин, для развития такого мозга, однако, все равно было немало. Это и усложняющееся социальное поведение, и необходимость во все более сложных инструментах, а во многом и половой отбор! Ведь девушки хотели, чтобы их мужья занимали как можно более высокое положение в обществе, а для этого нужен интеллект. Вот и выбирали придирчиво тех, у кого мозг больше. И создавали благоприятную среду для распространения мутаций, способствующих "большемозгости". К тому же мозг - штука дорогая, она потребляет много энергии, и стало быть, если кто-то может позволить себе иметь большой мозг - то у него хорошие гены, способные этот мозг прокормить. Так мозг становится индикатором приспособленности. Как рога у оленя или хвост у павлина.
Ну вот, я пытаюсь пересказывать лекцию, а дело это неблагодарное. Ведь у А.В.Маркова есть
прекрасные книги, в которых все это рассказано подробно, доходчиво и с юмором. Я вот жалею, что не взяла книгу и не взяла, соответственно, автограф у автора.
Когда я выходила их библиотеки, народу было уже много. В основном - молодежь. И очень много детей. И это здорово. Очень хочется верить, что ситуация с образованием не приведет к тому, когда подобные фестивали будут сродни цирковым представлениям - раз в год поглазели, повосхищались-поахали, и разошлись по своим, будничным делам... Впрочем, я опять о грустном.
А фестиваль науки штука отличная! Организовано прекрасно, интересно всем от мала до велика. Между площадками по всей Москве курсируют автобусы. Жалеть остается только об одном - что нельзя разорваться на много кусочков и посетить вообще все!
ПС. У памятника Шувалову фотографировались ребята-студенты (наверное), похоже, иностранцы. Бурно обсуждали, что это за памятник такой на полпути от библиотеки к ГЗ. Наверное, решили они, Петр первый. Потом стали спорить. Кто-то выдвинул робкое предположение, что это, наверное, Ломоносов. Да не, говорят ему, должен быть Петр Первый! Так они и не пришли к консенсусу и, оставив Шувалова, потопали к ГЗ, видимо, выяснять, не звали ли Ломоносова случайно Петром :)))