Дни Франкофонии в Москве, оказывается. Правда, французский я уже успела основательно подзабыть, но когда
valdemona позвала меня на постановку Дидро на французском, я отказаться не могла. Тем более, что обещали русские субтитры :)
La religieuse ("Монахиня") Anne Theron - очень современная постановка. Начать с того, что это моноспектакль - героиня рассказывает нам свою историю, актриса отыгрывает в одиночку все диалоги. Правда, иногда за кадром включается голос матери, но это почти не в счет. Два часа в одиночку держать зал - это, на мой взгляд, просто нереально сложно, но Marie-Laure Crochet справилась. Спектакль минималистичен во всем - актриса /короткая стрижка, простая белая майка и серые штаны/ и белая ткань, бывшая то занавесом, то монашеским облачением, то смирительную рубашку, и - на протяжении всего спектакля - цепями, связавшими героиню. Но что касается эмоций, то это был истинно французский спектакль, с бушующими через край эмоциями.
Сюжет Дидро в принципе прост - мать героини поддается непростительному страстному порыву и рожает ребенка не от мужа - дочь, которая постоянно самим своим существованием напоминает ей о совершенном когда-то грехе. Мадам решает переложить ответственность за этот грех на девушку - мол, я согрешила, поэтому ты должна теперь служить богу. Логика убийственная. Девицу оставляют в монастыре против ее желания и насильно постригают. После смерти матери и отца Сюзанна пытается расторгнуть обет, но церковь слишком алчна, закостенела и т.д. - поэтому, несмотря на наличие сочувствующих за стенами монастыря, девушку оставляют в монахинях. Тем же не менее, жизнь ее, и так несладкую, сестры превращают в пытку - ей не дают есть, мешают спать, топчут ногами, запрещают молиться - а в бога она при этом, разумеется, верит. Потом переводят в монастырь, где склоняют к сексуальной связи с настоятельницей. Настоятельница сопровождает это лекцией об "избранности" их участи, мол, нам все можно. Девушка не понимает греховности этой связи, пока духовник на исповеди не открывает ей глаза. Сюзанна отвергает любовь настоятельницы, та умирает от горя, приходит новая и - пытка начинается сначала.
Заканчивается все предсказуемо.
Даже удивительно, насколько современный французский спектакль по произведению очень даже несовременного французского писателя актуален в современной России. Я имею в виду не только и не столько антиклерикальные настроения, сколько обострение отношений в обществе, далеко не только тех, что касаются церкви. Хорошо показано, как губят людей крайности, нежелание слушать и неумение слышать других.